Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 сентября 2017 г.

Раффаэла Ангстманн | Neue Zürcher Zeitung

Эксперт: "И у России есть шанс пойти путем демократического развития"

Надвигается столетие Октябрьской революции. Какие процессы она запустила? Эксперт по России Ульрих Шмид в беседе со швейцарским изданием Neue Zuercher Zeitung подводит исторические итоги и описывает возможное будущее.

"Кремль хотя и не игнорирует 100-летие Октябрьской революции, но пытается отвлечь внимание от фигуры Ленина как лидера революции. Он опасается, что история может повториться", - пишет NZZ. Если верить Путину, замечает при этом Ульрих Шмид, профессор Университета Санкт-Галлена (Швейцария), изучающий культуру и общество России, то в стране прошли времена борьбы за власть.

"Октябрьская революция была одним из самых значимых политических событий XIX века. Государственный переворот, устроенный небольшой группой представителей левого авангарда, вырос в мощную систему, во главе которой стояло применение силы и которая транслировала свою идеологию на весь мир", - говорится в статье.

Террор, последовавший за революцией, во многом можно приписать идеям ленинизма. В конце 1960-х европейские левые различали "святых революционеров" под руководством Ленина, с одной стороны, и Сталина, укравшего революцию, - с другой, утверждает Шмид. Но было бы неверно утверждать, что волна насилия накрыла страну с приходом к власти Сталина. Еще летом 1918 года Ленин провозгласил "красный террор"; советская система лагерей тоже не выдумка Сталина - она основывается на идеях Ленина и Троцкого, передает автор.

По словам Ульриха Шмида, "страх перед большевизмом сыграл большую роль в успехе фашистских движений. Не следует рассматривать Ленина, Муссолини и Гитлера как ярко выраженные противоположности. У них просматриваются общие мотивы: все они хотели быть революционерами. "До сих пор в случае с Гитлером часто говорят о "захвате власти" в 1933 году, хотя он пришел к власти в результате нормальных демократических выборов", - напоминает издание.

Сегодня многие историки утверждают, что Октябрьская революция была не чем иным, как путчем, говорится в статье.

Советский Союз просуществовал 73 года, распавшись в 1991 году. "Можно сказать, сила Горбачева была в его слабости", - считает Шмид. Он допустил смену исторических формаций - тем более что система и так была близка к краху, в нее уже не верила даже элита. "Возможно, он питал те же иллюзии, что и европейские левые в конце 1960-х. Он не хотел радикально реформировать систему, менять плановую экономику".

"На скорую руку после краха социалистической системы была введена капиталистическая. 1990-е годы стали эпохой стремительного обогащения", - говорится в статье. В этот период произошло много несправедливостей, которые негативно сказываются на стране до сих пор. "Мы не должны забывать: до сих пор в России отмечается самое большое неравенство по сравнению с остальным миром: 1% населения сосредоточил в своих руках более 70% всех богатств страны", - замечает Шмид.

Европа надеялась на то, что после падения советской диктатуры в стране наступит демократический порядок по западному образцу. "Возможно, мы предъявляли в 1990-е годы чрезмерные требования к России", - рассуждает эксперт. Демократии не появляются из ниоткуда. Сегодня в России важнейшие СМИ находятся под контролем государства, неугодных журналистов заставляют замолчать, за последние два года были приняты новые законы об экстремизме.

В России, по мнению Шмида, господствует "диктатура права". "Клика, взявшая на себя управление страной, состоит как из государственных чиновников, так и не менее влиятельных людей с неформальными властными полномочиями. Примером тому может служить глава "Роснефти" Игорь Сечин", - говорится в статье.

Для путинского режима главное - любым способом сохранить власть. "Путину удалось превратить патриотизм в ресурс власти, аннексировав Крым", - считает Шмид. Это было необходимо, поскольку прочие ресурсы были на тот момент исчерпаны. "Сегодня система делает ставки в первую очередь на репрессии", - пишет автор статьи.

"Притязания России на власть напоминают советские времена. Бывшие советские республики расцениваются как сфера влияния Москвы - поэтому и на революцию в Киеве Кремль отреагировал соответствующим образом", - пишет издание.

Шмид видит в России аналог старой европейской модели, которой необходимо время для развития. "Последние 25 лет не были потерянным временем. Многие молодые россияне сегодня имеют хорошее образование и понимают, как функционируют политические процессы на Западе. (...) Недавние протесты молодежи показывают, что система Путина все ближе продвигается к своим пределам. В этой связи Шмид выражает уверенность в том, что Россия раньше или позже встанет на путь демократического развития", - говорится в статье.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru