Еще две недели назад глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер произнес речь о ситуации в Евросоюзе, где предвосхищал результаты выборов в немецкий Бундестаг. В паруса Европы, заявил тогда Юнкер, "вновь задул ветер". Он подразумевал неплохие экономические показатели, а также результаты выборов в Нидерландах, Франции и, вероятно, в Германии. Брюссель полагал, что на немецких выборах - с дружелюбно настроенным к ЕС кандидатом Мартином Шульцем и гарантированным переизбранием Ангелы Меркель - ничто не могло пойти не так. "Но именно те выборы, которых ЕС боялся меньше всего, принесли проблемы", - пишет политический обозреватель Sueddeutsche Zeitung Даниэль Брэсслер.
Юнкеру придется забыть о планах того "парусника", согласно которым Меркель вскоре после выборов должна была начать переговоры с французским президентом Макроном о реформах, в том числе реформе еврозоны. Реальных результатов хотели достичь еще в этом году. Но вместо этого "Германии, по всей видимости, предстоят многие месяцы тяжелейшего формирования правящей коалиции, в которой будут существенные разногласия - и в первую очередь по еврозоне", говорится в статье.
К примеру, в Голландии переговоры о создании коалиции длятся уже полгода. Это, правда, никак не сказывается на ситуации в ЕС. "Но относительно Германии подобным иллюзиям предаваться не стоит, ведь, пока Германия будет заниматься созданием правительства, вся Европа будет блуждать словно в тумане", - уверен Брэсслер.
"Так будет не только потому, что Германия является крупнейшей и наиболее сильной в экономическом плане страной ЕС, но и потому, что Меркель долгие годы исполняла важную руководящую роль, замены которой пока не видно. Многого мог бы добиться тандем Меркель - Макрон, однако в данный момент скорее похоже, что сотрудничать придется сильному президенту государства со слабеющей экономикой и слабому канцлеру государства с сильной экономикой. Все это - верный признак стагнации", - комментирует автор.
"Менее опасным с точки зрения реальных последствий, но все же важным для настроений внутри ЕС стал результат партии "Альтернатива для Германии" (АдГ), - продолжает Брэсслер. Присутствие правоэкстремистов в европейских парламентах в принципе является нормой. "Но то обстоятельство, что отныне и Германия не является исключением, делает ситуацию не лучше, а хуже. Многое зависит от того, насколько правому меньшинству удастся влиять на европейскую политику. В свою очередь, без проевропейского консенсуса в Германии Евросоюз окажется на грани развала", - заключает автор.