Президент Владимир Путин вчера сказал, что будет жестко реагировать на любые попытки спровоцировать народную революцию в России, заявив при этом права на цивилизаторскую миссию Москвы, сохранившуюся на территории бывшего Советского Союза.
Встревоженный сменой режимов в результате протестов в трех бывших советских республиках за последние полтора года, Путин четко дал понять в своем ежегодном Послании Федеральному собранию, что в России беспорядков не потерпят.
Обращаясь к депутатам и высокопоставленным чиновникам, он сказал, что российская демократия будет развиваться "правовым, законным путем" и что "внеправовые методы борьбы за национальные, религиозные, иные интересы противоречат самим принципам демократии". Он добавил: "Государство будет на них законным, но жестким образом реагировать".
Его речь, по-видимому, была призвана опровергнуть ряд критических замечаний в адрес "управляемой демократии" Кремля, озвученных на прошлой неделе Кондолизой Райс во время ее первого визита в Москву в должности государственного секретаря США.
"Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути", - сказал Путин.
Обращаясь к теме растущего национализма как в российской политической элите, так и среди электората, он пожалел о распаде Советского Союза. Путин сказал, что "крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории".
Обнаруживая ностальгию по российскому имперскому прошлому, он добавил: "Цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена". По его словам, для этого необходимо, чтобы "демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли нашу историческую общность".
Призывы к тому, чтобы Россия укрепляла свое геополитическое влияние в регионе, прозвучали, однако, в тот момент, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров завершил переговоры с Саломе Зурабишвили, его коллегой из Грузии. Лавров сказал, что они добились существенного прогресса в переговорах по выводу войск с двух российских военных баз, размещенных в соседнем государстве. Теперь войска могут быть выведены еще до конца года.
Эта проблема была камнем преткновения в отношениях между Москвой и Тбилиси, дистанцировавшимся от Кремля в результате "революции роз", состоявшейся в 2003 году. Аналитики предполагают, что Кремль стремится решить этот вопрос до того, как президент США Джордж Буш в следующем месяце нанесет визит в Грузию.
Путин, который обеспокоен также волнениями в России в связи с непопулярными социальными реформами и растущим недовольством деловой элиты, воспользовался своим обращением к Федеральному собранию, чтобы пообещать уступки в самых разных сферах. Он намекнул на амнистию капиталов, чтобы россияне могли декларировать свои капиталы и вернуть их в страну. Он добавил, что налоговая полиция, которая своими требованиями способствовала уничтожению нефтяного гиганта ЮКОС, не должна "терроризировать бизнес". Он предложил также отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования.
Он уступил критике со стороны США и ЕС в адрес российских СМИ, призвав к большей объективности в освещении новостей на национальном телевидении и к равному доступу на ТВ для разных политических партий.
Он также предпринял популистскую атаку на коррумпированное чиновничество, сказав, что оно "представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса".