Вчера газета Ha'aretz опубликовала анонс журналистского расследования, согласно которому министр стратегического планирования Авигдор Либерман занимался бизнесом, будучи депутатом Кнессета и министром.
В сегодняшнем приложении к газете опубликован полный текст журналистского расследования, проведенного Гиди Вайцем и Ури Блау, в котором они стремятся раскрыть схему деловых связей Либермана.
Напомним, что согласно закону о депутатах Кнессета и министрах, им запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью, целью которой является получение доходов. Полиция, неоднократно допрашивавшая Либермана, подозревает его в нарушении именно этого закона, а также в создании ситуации "конфликта интересов" и обмане общественного доверия.
В жизни Авигдора Либермана было два периода, когда он отходил от политической деятельности - с конца 1997 года, когда он был уволен с должности главы канцелярии премьер-министра, по 17 мая 1999 года, когда возглавляемая им партия НДИ вошла в Кнессет, а также с 6 июня 2004 года, когда он был уволен Ариэлем Шароном с поста министра транспорта, по 17 апреля 2006 года, когда он снова был избран в Кнессет.
Две недели назад газета Ha'aretz опубликовала расследование, относящееся ко второму периоду политического "простоя" Либермана и касающееся деятельности фирмы дочери Либермана, Михаль, и компании "M.L.-1". Нынешнее расследование анализирует первую "паузу" в политической жизни Либермана, а также рассматривает его деятельность в качестве депутата Кнессета и министра инфраструктур.
После увольнения из канцелярии главы правительства в конце 1997 года Либерман ушел в бизнес, создав компанию "Натив эль Мизрах Исраэль", которая должна была работать в Восточной Европе и республиках бывшего СССР. По свидетельству работников компании, вначале Либерман и сам не знал, чем будет заниматься его компания. Была предпринята попытка заняться продажей хлопка из среднеазиатских республик, потом последовала попытка приобрести крупную плантацию в Кении, однако в итоге, в 1999 году, компания Либермана занялась поставкой древесины и стройматериалов из Румынии, Украины и России. Тогда же на Кипре была создана еще одна компания, "Натив эль Мизрах Кафрисин", позднее переименованная в "Терсимано".
Однако деньги на счет компании стали поступать гораздо раньше. Уже в самом начале своего пути в качестве бизнесмена, Либерман положил в карман 3 млн долларов, сумев добиться падения курса российского рубля, работая на один из австрийских банков и предотвратив его банкротство. Израильская и австрийская полиция, заинтересовавшиеся тогда деятельностью Либермана, так и не смогли выяснить, как ему это удалось. Тогда же, на заседании комиссии австрийского парламента по вопросам спецслужб, разведотдел местной полиции представил информацию о пожертвованиях, переведенных местным миллионером Мартином Шлаффом партии НДИ.
В 1998 году компания "Натив эль Мизрах" получила более 700 тысяч шекелей от компании "Цавьон", принадлежащей израильскому бизнесмену Давиду Аппелю за работу Либермана в качестве советника в проекте "Греческого острова". Сам Либерман утверждал, что рекомендовал Аппелю оставить этот проект, поскольку, начав его, "он может остаться без штанов".
В мае 1999 года Либерман стал депутатом Кнессета и согласно закону уволился из компании "Натив эль Мизрах". Вместо него были назначены три директора - его бывшая помощница Рухама Авраам, адвокат Хагай Мейдан и аудитор Ури Лезер. Согласно информации, представленной компанией Управлению компаний в 2000 году, ее акционерами были жена Либермана, Элла (1 акция), и компания по доверенностям "Штраус Лезер" (99 акций). В 2001 году все акции компании были переписаны на имя Йосефа Шолдинера, близкого друга Либермана, главы еврейской общины Антверпена.
При этом важно подчеркнуть, что сам Либерман никогда и нигде не фигурировал в качестве владельца компании, хотя ее генеральный директор Энди Бианджо и финансист Кальман Бесер часто бывали в канцелярии Либермана в Кнессете и в министерстве.
Большая часть подозрений полиции относится к 2001 году, к периоду, начавшемуся с выборов премьер-министра, на которых Ариэль Шарон победил Эхуда Барака. С конца января по начало мая 2001 года через частный банковский счет Либермана на Кипре прошло около 200 тысяч долларов. 24 января Либерман снял со своего счета 50 тысяч долларов. 15 февраля он снова снял со счета аналогичную сумму. 8 марта, через день после назначения на пост министра инфраструктур, со счета Либермана на счет гостиницы "Шератон Плаза" в Иерусалиме были переведены 35 тысяч долларов. 19 марта Либерман снял со счета 15 тысяч долларов. Через три дня 60 тысяч долларов были переведены со счета Либермана на счет Лиора Танненбаума, одного из центральных персонажей в компании "Натив эль Мизрах". 4 мая со счета Либермана были переведены 1725 долларов на счет швейцарской компании Onyx Trust Services, занимающейся налоговыми консультациям для международных компаний.
Помимо частного счета Либермана на Кипре существовал еще счет компании "Терсимано", двойника "Натив эль Мизрах". И деньги с этого счета уходили на счета приближенных Либермана - его соседа по поселению Нокдим, Гершона Трестмана, его персонального водителя Игоря Шнайдера, вышеупомянутого Лиора Танненбаума и жены Танненбаума, Ронит Гай. Именно "распечатки" с этого счета и легли на стол юридического советника правительства Мени Мазуза, запретившего Либерману возглавлять министерство внутренней безопасности.
Так, Танненбаум, помимо 60 тысяч долларов со счета Либермана, получил в 2001 году 44 тысячи долларов со счета компании "Терсимано". В начале мая 2001 года еще 10 тысяч долларов с этого же счета получила его жена Ронит Гай. Сосед Либермана, Гершон Трестман, вложил 28 мая на счет компании 270 тысяч долларов, а через неделю снял с того же счета 210 тысяч долларов. Водитель Либермана Игорь Шнайдер получил от компании 12215 долларов. Отмечается, что в апреле 2001 года формальный владелец компании Йосеф Шолдинер вложил на счет 450 тысяч долларов.
Однако здесь следует упомянуть о существовании еще одного счета на Кипре, принадлежащего "таинственной" компании Mountain View Assets, пишет Ha'aretz. В мае 2001 года компания Mcg Holding, принадлежащая миллионеру Михаилу Черному, перевела на этот счет 500 тысяч долларов, как утверждает адвокат Черного, за сделку по продаже вина. Однако вскоре деньги со счета компании перешли на счета всех вышеупомянутых фигур. Трестман получил 320 тысяч долларов, Ронит Гай - 85 тысяч долларов (на следующий день после "винной" сделки Черного), а Шнайдер - 400 долларов в качестве ссуды, а потом - 15 тысяч долларов за оказанные услуги. Отметим также, что Черной хорошо знаком с Либерманом, и последний активно выступал в его защиту, когда миллионер был обвинен в попытке мошенническим путем приобрести контрольный пакет акций "Безека".
Крупная адвокатская контора "Неоклаус", занимающаяся международным налоговым законодательством и являющаяся формальным владельцем компании "Терсимано", получала плату за услуги со всех трех счетов в размере от 600 до 4000 долларов.
Большая часть описанных действий не подпадает под статьи уголовного кодекса, однако авторы расследования задают несколько вопросов, на которые ни одно из действующих лиц отвечать не согласно: 1) Почему Либерман, уже будучи депутатом и министром, перевел со своего счета 60 тысяч долларов на счет Танненбаума? 2) Зачем были заплачены 1725 долларов компании, занимающейся налоговыми консультациями? 3) Каким образом Либерман причастен к "винной" сделке Черного? 4) Почему деньги со счетов Mountain View Assets вскоре оказались на счетах приближенных Либермана?
В период с 1999 по 2004 год, когда Либерман был депутатом и министром, компания "Натив эль Мизрах Исраэль" стабильно приносила доход. В 1999 году ее доходы составили 1 млн шекелей, в 2000 году - более 5 млн шекелей, в 2001 году - 8,5 млн шекелей, в 2002 году - 6 млн шекелей, в 2003 году - 4 млн шекелей, в 2004 году, когда Либерман был уволен с поста министра, доходы компании резко упали, составив всего 2 млн шекелей, а в 2005-2006 годах исчислялись уже несколькими сотнями тысяч шекелей.
Перевод newsru.co.il.