В субботу они оба вернулись в Кроуфорд. Синди Шихан приехала из Калифорнии, где ей пришлось ухаживать за больной матерью. Джордж Буш ездил в свой верный штат Айдахо, чтобы представить стране еще одну солдатскую мать - Тэмми Пруэтт, отправившую четырех своих мальчиков в Ирак: один из сыновей и муж оттуда вернулись. И возле техасской деревеньки снова возобновилось противостояние между "воюющим" президентом и мятежной матерью Кейси Шихана, убитого в прошлом году в Садр-сити. Синди останется в своем лагере, пока Буш ее не примет или не вернется в Белый дом. Но осада резиденции главнокомандующего продолжится. Движение в поддержку Синди уже готово отслеживать все его передвижения и задавать ему один и тот же вопрос: за что в Ираке умирают наши мужья и сыновья?
Другая война - другое сопротивление. Сорок лет назад, чтобы не ехать во Вьетнам, новобранцы отпускали волосы и дезертировали в Канаду или Европу. Их движение привело к истощению военных усилий и отмене призыва. Сегодня все солдаты, уезжающие воевать в Ирак, - добровольцы. Случаи дезертирства редки. Кейси Шихан уехал со своей частью, отказавшись слушать мать.
Государство защитило себя от пацифистского мятежа. И все-таки страна изменилась. Вторжение, предпринятое для свержения Саддама Хусейна, никогда не пользовалось явным и массовым одобрением. Сейчас 54% американцев говорят, что это была ошибка, 57% думают, что безопасность страны обеспечена хуже, чем до войны, 51% считают, что администрация их обманула. Сторонники немедленного вывода войск остаются в меньшинстве - их всего треть, но это в два раза больше, чем два года назад.
За что они умирают?
Большинство американцев не осудят отправку в Багдад подкрепления в виде двух элитных батальонов (третий действует в Афганистане), решение о котором недавно было принято Пентагоном, если это будет прелюдией к намеченному на следующий год сокращению численности контингента в Ираке. Этого хотелось бы и Белому дому, но он не решается об этом говорить: президент хотел бы объявить об этом в конце года, после референдума по конституции (15 октября), после новых выборов в Ираке (декабрь).
Но сегодня этот сценарий выглядит нереальным. В четверг американцы включили телевизоры и услышали, что в Ираке было обнаружено 36 обнаженных тел людей, убитых выстрелами в голову и что слово "конституция" все больше ассоциируется с гражданской войной. Реальным выглядит только вопрос, который задает Синди Шихан: за что они умирают? Тэмми Пруэтт, другая солдатская мать, сказала президенту, что "если одному из ее детей и суждено покинуть этот свет, пусть он покинет его, делая то, что он считает нужным для своей страны". Это звучит как эхо исламистских речей о мученичестве.
В середине лета всю Америку охватила растерянность. Сама администрация, которая уже не в состоянии управлять "собственной" войной, способствует дезориентации общественного мнения. Пентагон попытался сменить само название конфликта, заговорив о "глобальной борьбе против жестокого экстремизма". Генералы и Дональд Рамсфельд испугались слова "war", так как знают, что им не удастся покончить с сопротивлением в суннитском треугольнике.
Подстегиваемый своими "ультра" и следующий своим инстинктам, Буш пресек эти разговоры. Он хочет сохранить слово "победа" и уже потом решать, что оно означает. Республиканская партия, несмотря на дезертирство сенатора Чака Хейгела (сказавшего фразу: "Мы не победим"), все еще в массе своей поддерживает президента.
Демократы в июне попытались на закрытом "конклаве" выработать позицию в отношении войны. Но не сумели. Они слишком расколоты. Рядовые члены партии сочувствуют Шихан, а народные избранники, в свое время голосовавшие за применение военной силы против Саддама Хусейна, скрывают свою растерянность за неловким молчанием. Бывший кандидат в президенты Гэри Харт осудил их за "трусость". Его возмущает отсутствие принципов и понятия чести у его друзей, которые рассчитывают, спрятавшись под столом, завоевать на будущий год голоса избирателей.
Тем временем суннитские лидеры сопротивления смотрят передачи CNN. Об этом рассказала группа отважных репортеров из Financial Times. Неподалеку от Рамади они встретили бывшего полковника, который прекрасно знает ситуацию в США и рекомендует своим отрядам совершать самые дерзкие акции, чтобы еще сильнее изменить настроения американской общественности.