Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 декабря 2006 г.

Редакция | The Telegraph

Россия, которую создал Владимир Путин

Почти семь лет назад, готовясь вступить в должность и.о. президента России, Владимир Путин опубликовал статью "Россия на рубеже тысячелетий". После краха коммунизма и хаоса ельцинской эпохи этот манифест стал планом по возвращению России величия за счет избрания "третьего пути" - пути, пролегающего между дискредитировавшим себя большевизмом и западной либеральной демократией. Главной идеей было восстановление власти государства, монополию которого на насилие поставили под вопрос в 1990-е годы объединившиеся мафия, олигархи с политическими амбициями, медиамагнаты и местные губернаторы.

Подводя итоги теперь, когда ему осталось меньше половины второго президентского срока, Путин, несомненно, видит, что практически реализовал свой план.

Олигархи нейтрализованы, СМИ подвергнуты цензуре, губернаторы подчинены. Экономическая мощь государства восстановлена за счет ужесточения контроля над добычей нефти и газа: где-то путем разрушения ЮКОСа, где-то угрозами уголовного преследования в адрес Royal Dutch Shell и двух ее японских партнеров за нарушение экологических требований на острове Сахалин.

Примерно четверть поставок нефти в Европу зависит от Кремля, и эта доля будет расти. В июле Путин принимал саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, а в будущем году Россия после длительного ожидания должна вступить во Всемирную торговую организацию. И в стране, и за рубежом Москва выглядит гораздо более внушительно, чем при Ельцине.

Однако у этого преображения есть и обратная сторона. Для российской демократии при Путине характерно отсутствие механизмов сдерживания исполнительной власти. Политические и экономические рычаги в большинстве находятся под контролем бюрократов - выходцев из разведслужб, как и сам президент.

На международной арене влияние этих так называемых силовиков выражается в давлении на страны "ближнего зарубежья" - Литву, Грузию, Молдавию, Украину, а также в резком тоне при обсуждении с Западом вопросов, по которым необходим консенсус, вроде иранской ядерной программы. Внутри страны силовики распугивают зарубежных инвесторов, а их деньги отнюдь не лишние в нефтегазовой отрасли.

Путин выбрал в качестве инструмента достижения целей, провозглашенных в манифесте, сильную бюрократию. Однако чиновники, как известно, противятся нововведением и без строгого парламентского надзора и тщательных расследований СМИ продолжают наносить ущерб репутации России.

Использование энергетики в качестве политического оружия поставило под сомнение надежность Кремля как поставщика для западных государств. Шокирующие убийства журналистки Анны Политковской и бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко возрождают в памяти мрачную эпоху советских интриг. Бандитская составляющая путинской России заставляет Запад и его союзников быть настороже. Большевизм уже не вернется. Однако сердитое упрямство - это не та черта, которая способна привести страну к величию в XXI веке.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru