Иран переживает ошеломляющий спад доходов от нефтяного экспорта, и, если эта тенденция сохранится, доход практически исчезнет к 2015 году, говорится в аналитическом докладе, опубликованном вчера Национальной академией наук.
Экономические беды Ирана могут сделать страну нестабильной и уязвимой при неэффективной нефтяной отрасли, заявил в докладе и в интервью Роджер Стерн, специалист по экономический географии Университета Джона Хопкинса.
Иран зарабатывает на нефтяном экспорте около 50 млрд долларов в год. Спад оценивается в 10-12% в год. По прогнозу Стерна, через пять лет экспорт уменьшится вдвое, а к 2015 году вовсе сойдет на нет.
На протяжении двух десятилетий - значительно раньше 2002 года, когда президент Буш объявил Иран составной частью "оси зла", - США развертывают войска в регионе в рамках стратегии по предотвращению появления региональной сверхдержавы.
Ирак остановила война 1991 года в Персидском заливе, но враждебный Иран остается объектом американских угроз.
Американские военные учения не охладили пыл Ирана. Но в докладе говорится, что страну может дестабилизировать падение нефтяного экспорта, враждебное отношение к иностранным инвестициям в освоение новых нефтяных ресурсов и плохое государственное планирование, заявил Стерн.
Доклад поддерживает подозрения США и Европы, что Иран пытается создать ядерное оружие в нарушение международных договоренностей. Но, отметил Стерн, возможно, есть зерно истины в оценках Ирана, что ядерная энергия для мирных целей нужна ему "так сильно, как он утверждает".
Он отметил, что добыча нефти падает, а газ и нефть продаются на внутреннем рынке по сильно субсидированным ценам. В то же время Иран пренебрегает реинвестициями в нефтедобычу.
При взрывном спросе на внутреннем рынке и плохом менеджменте обращение к ядерной энергии и помощи России в этом вопросе может удовлетворить реальную потребность в производстве большего количества электроэнергии.
Иран добывает около 3,7 млн баррелей в день, примерно на 300 тыс. баррелей меньше квоты, установленной нефтяным картелем ОПЕК.
Нехватка представляет собой потерю примерно 5,5 млрд долларов в год, сказал Стерн. В 2004 году на долю нефтяной прибыли приходилось 65% бюджетных доходов Ирана.
"Оценив эту нехватку и неспособность ликвидировать утечки на нефтеперерабатывающих заводах, мы получаем в сумме потерю 10-11 млрд долларов в год, - заявил он. - Это картина коллапса отрасли".
Если США в состоянии "замереть" на несколько лет, они могут обнаружить в лице Ирана куда более сговорчивую страну, сказал Стерн и добавил: это веская причина контролировать инстинктивное желание приняться за Иран военными методами.
"То, что они сами делают с собой, гораздо хуже всего, что могли бы сделать мы, - сказал он. - Единственное, чем можно сегодня объединить эту страну, это бомбардировками. Это проблема, которая может решить себя сама".