Трепещите, мелкие наркодилеры, курьеры и главари банд: таинственные эскадроны смерти рыщут по таиландским селам. И головы летят. С 1 февраля, когда премьер-министр Таксин Синаватра объявил о начале "войны с наркотиками", в стране уже убито 600 предполагаемых торговцев зельем.
Таиландский городок Маэ Сот, находящийся на границе с Бирмой и являющийся одним из главных пунктов транзита йа баа ? "наркотика, который сводит с ума" (как здесь именуют метамфетамин), уже превратился в собственную тень. Когда наступает ночь, местные жители запираются в своих домах. Все бояться йинг тинг ? быть убитыми и выброшенными на помойку.
Кто же эти убийцы в масках, разъезжающие ночью группами по пять человек в зеленых пикапах без опознавательных знаков, убивающие своих жертв в упор и увозящие трупы с собой? На базаре Мейека, где у людей обычно язык хорошо подвешен, торговок внезапно подводит память. Расположившиеся по соседству игроки в футбол из мусульманского квартала, где на прошлой неделе убили двух человек, отказываются говорить и бросают на нас испуганные взгляды. Из боязни быть обвиненной в пособничестве молодая женщина не осмеливается попросить у полиции вернуть ей тело мужа, увезенное две недели назад. "Нам посоветовали не соваться в эти дела", ? шепотом говорит Винмит, местный журналист. Все дрожат при упоминании о страшном черном списке, в котором делают пометки таинственные убийцы, выполнив очередную зловещую миссию.
Сегодня в Таиланде циркулируют сразу два списка. В полицейском списке значится от 30 до 40 тыс. лиц, причастных с торговле йа баа. Он был составлен на основе сведений о "теневых доходах" и доносов, поступивших в полицию. Ходят слухи, что на церемонии кремации убитых наркоторговцев шпионы следят за теми, кто делает наиболее щедрые пожертвования на совершение ритуала, ? их тоже причисляют к сообщникам.
Министр внутренних дел Ван Нур Мухаммад Нур Мата увеличивает эту цифру втрое и требует активных действий: "Все те губернаторы и начальники полиции, которые будут продолжать жить припеваючи и потягивать кофе за столом вместо того, чтобы гоняться за торговцами йа баа, скомпрометируют идею войны с наркотиками", ? заявил он недавно. Предполагается, что в результате этой войны с метамфетамином в стране будет покончено уже через три месяца.
Объясняя недавнюю волну убийств, офицер полиции деревни Поб Пра, где в этом месяце было убито 10 человек, повторяет официальную версию: "сведение счетов между бандитами". В черных очках и с золотыми часами "Ролекс" на руке, он смеется: "Наркоторговцы убивают своих сообщников, чтобы заставить их молчать".
Недавно МВД заявило, что только 8 из 600 наркоторговцев, убитых за неполный месяц, были застрелены полицейскими, применявшими оружие в рамках законной самообороны. Но ни один убийца не был арестован. Ни одного вскрытия также не производилось. "Баллистическая экспертиза установила бы, что полиция стоит за гораздо большим числом ликвидаций", ? утверждает полковник таиландской армейской разведки. Здесь на каждом трупе имеется подпись: полиция использует 9-миллиметровый калибр, у армии на вооружении находится кольт 45-го калибра, а наркоторговцы сводят счеты с помощью помповых ружей.
Староста деревни Поб Пра говорит об извращении смысла кампании. "Каждый чиновник боится за свою шкуру, ? поясняет он. ? Если официальная 25-процентная квота к концу месяца не выполняется, ему дают под зад коленом. Значит, нужны трупы". Чтобы найти исполнителей грязной работы, вербовка велась по всем направлениям. "Оссо" (деревенские дружинники), местные полицейские, специальные эскадроны, приезжающие из Бангкока, повстанцы из племени карен стреляют не задумываясь.
Сотрудник Совета национальной безопасности (СНБ) подтверждает: "Месяц назад агенты военной разведки набирали наемных убийц в северных провинциях, обещая заплатить за работу кругленькую сумму. Идея заключалась в том, чтобы создать десяток специальных эскадронов, которые находились бы в тени, действуя "через голову" полицейских и местных чиновников, имеющих доход от йа баа. По признанию премьер-министра, 700 функционеров причастны к торговле этим наркотиком.
Таксин, сторонник чрезвычайных мер, может быть доволен: по официальным данным, меньше чем за месяц после начала кампании в стране арестовано 16390 человек, захвачено 6 млн тайников с метамфетамином. В Маэ Сот цена дозы йа баа выросла со 100 до 300 батов (с 2 до 6,5 евро). 70 тыс. мелких торговцев наркотиками добровольно явились в полицию, 50 тыс. наркоманов дали подписку о поступлении на лечение.
Эта война с йа баа устраивает таиландцев. В начале февраля 82,4% опрошенных высказались в поддержку крестового похода. А тревога, выраженная по поводу распространения наркомании королем Пумипоном Адульядетом, была истолкована как благословение.
Сегодня и профессора университетов, и уличные продавцы лапши говорят в один голос: "Таксин ? тот человек, который сегодня нужен. Те, кого убивают, явно не без греха". В прошлом году 700 млн доз метамфетамина были контрабандой переправлены из Бирмы в Таиланд. Любимый наркотик таксистов и дальнобойщиков в 90-е годы, йа баа проник сегодня во все слои общества. Правительство говорит о 3 млн потребителей метамфетамина (население Таиланда составляет 63 млн человек).
Лишь немногочисленные гуманитарные организации выражают тревогу по поводу убийства безвинных людей и несоблюдения процессуальных норм в отношении наркоторговцев. "Правительство имеет абсолютную власть, ? отмечает ежедневная газета Bangkok Post. ? Не создает ли оно условия для установления диктатуры?" Руководитель таиландского отделения Amnesty International Срирак Плипат считает, что "правительство выдало настоящую лицензию на истребление всех, кто внушает подозрения". Он сожалеет, что "цели оказались важнее, чем средства".
Все это нисколько не мешает премьер-министру, который только что отказался принять представителя Комиссариата ООН по правам человека, желавшего дать оценку сложившейся ситуации. "Не считают ли наши критики, что жизни наркоторговцев ценнее жизней наших офицеров полиции?" ? спрашивает он. "Мы ведем войну, ? настаивает министр внутренних дел Ван Нур. ? Сентиментальность здесь неуместна".