Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 февраля 2008 г.

Кристиан Эш | Berliner Zeitung

Российское чудо

Андрей Богданов участвует в президентских выборах. И только Кремлю известно, как этот никому неизвестный человек удостоился такой чести

На 97-м километре Минского шоссе, у памятника советским летчикам-истребителям, в микроавтобусе, принадлежащем Демократической партии России, настроение хуже некуда, даже несмотря на початую бутылку виски, к которой по очереди прикладываются оба брата кандидата в президенты. Андрей Богданов, лидер партии и кандидат в президенты, должен сегодня, в День защитника отечества, возлагать цветы на месте Бородинского сражения. Сюда приехали и телевизионщики, на 97-й километр были доставлены цветы, и Бородино уже совсем рядом. И только Андрея Богданова нет. С ним не было обговорено место встречи. Он еще в Москве, остается только ждать.

Вечером того же дня все прошло хорошо. В выпуске новостей на Первом канале были показаны все 4 кандидата в президенты, не оставшиеся в стороне от Дня защитника отечества: помазанник Путина в президенты Дмитрий Медведев посетил Таманскую дивизию, коммунист Зюганов и националист Жириновский выступали перед сторонниками, а в конце в кадре промелькнул и Богданов, стоящий на Бородинском поле и произносящий несколько слов, отдавая дань памяти павшим в обеих отечественных войнах. Он один стоит перед телекамерой, его кудри развевает ветер. Здесь нет его сторонников, которых можно было бы показать. Хотя его узнал один прохожий.

По-наглому радостно

Для 38-летнего Андрея Богданова это стало успехом само по себе. Его партия два месяца назад не смогла набрать во время парламентских выборов даже 90 тыс. голосов, или 0,13%. Примерно столько же членов насчитывает сама партия. Партия, чей лидер не скрывает своего масонства, носит длинные волосы и ограничивает свою программу желанием вступить в ЕС, имеет мало шансов в сегодняшней России. Удивительнее скорее то, как мало огорчило однопартийцев Богданова и его самого поражение партии.

Вступление в ЕС, по словам пресс-секретаря партии Екатерины Винокуровой, является долгосрочным проектом. "Мы не торопимся", - говорит она. И предвыборные слоганы Богданова на фоне его незначительного политического веса звучат по-наглому радостно. Со своими избирателями он почти не встречается - для этого из-за телеэфиров, по словам самого Богданова, у него совсем нет времени. Зато он тратит много времени на свои появления в социальных сетях, таких, как "Живой журнал" или "Одноклассники".

Единственная заявленная встреча с избирателями была адресована блоггерам. В последнем рекламном ролике, как при замедленной съемке, кандидат в президенты с развевающимися на ветру волосами прогуливается по Москве и размышляет вслух: "Вполне возможно, я и не выиграю. Возможно. Но меня, как простого человека, интересует процесс изнутри. Я принимаю участие в выборах только потому, что на избирательных бюллетенях под всеми этими партийными мумиями скрывается так много непрозрачных масок и так мало живых людей".

Но и сам Богданов носит маску - или лучше не так: он сам маска, за которой недемократические выборы выглядят немного похожими на демократические. Тот факт, что его партия всего через месяц после позорного поражения на парламентских выборах смогла набрать необходимые 2 млн подлинных подписей в поддержку кандидатуры своего лидера и что эти списки - в отличие от списков оппозиционного политика Михаила Касьянова - были признаны Центризбиркомом действительными, является чудом, которое можно объяснить только вмешательством Кремля.

В этом наблюдатели единогласны. Практически все подписи, которые собрали Богданов и Касьянов, были подделаны, считает в том числе и советник по политическим вопросам Валентин Полуэктов: "Хорошо, среди 4,2 млн собранных подписей 0,2 млн, возможно, и были подлинными, и то с большой натяжкой", - пишет он в одном анализе. Полуэктов в течение многих лет был доверенным лицом и наставником Богданова.

Они познакомились в 1990 году, когда создавалась Демократическая партия, которая некоторое время действительно привлекала в свои ряды оппозиционную интеллигенцию, в том числе и Гарри Каспарова. Позднее они вместе организовывали свои кампании. Богданов, как и Полуэктов, был "политтехнологом" - новая профессия, которая сформировалась в те годы и обозначала неуклюжий постсоветский вариант предвыборных стратегий и "спин-докторов".

По сравнению с западными аналогами в России представилось более широкое поле деятельности, и российский вариант подразумевал в том числе и использование "черных технологий". Богданов участвовал также в избирательной кампании, которая помогла получить место в Думе в 1995 году финансовому мошеннику Сергею Мавроди, который попал туда из следственного изолятора - чтобы, как заявлял сам Богданов, помочь обманутым финансовой пирамидой Мавроди "МММ" вкладчикам.

Позднее он работал со снискавшим недобрую славу политтехнологом Алексеем Кошмаровым, который готовил переизбрание тульского губернатора-коммуниста в 2001 году. Этот же человек, который пробует себя сегодня в образе консервативного политика, не видит противоречий со своими убеждениями. В 2002-2003 годах он возглавлял управление общественных связей центрального исполкома "Единой России", при этом формально оставался членом Демпартии.

Но она с середины 1990-х стала уже недееспособной. И только в конце 2005 года к ней вернулась жизнь: экс-премьер и заклейменный Кремлем чуть ли не как преступник Михаил Касьянов попытался возглавить партию. Тем более неожиданным кажется то, что избраться на пост председателя партии удалось именно Богданову: по некоторой информации как Касьянов, так и Богданов подкупали членов партии с целью получения голосов. Хотя Богданов это и отрицает.

Предвыборная борьба как пустая симуляция

В лице Богданова фигура беспринципного политтехнолога - "политтехнолога без тормозов", как выражается политтехнолог Полуэктов, - сочетается с фигурой политика. Российская политика становится после введения этого якобы кандидата еще более виртуальной, чем она была прежде. Предвыборная борьба выглядит пустой симуляцией, теледебаты пронизаны мучительной искусственностью. И только политический клоун Жириновский попадает на первые полосы газет: недавно он накинулся на помощника Богданова Николая Гоца перед объективами телекамер, поскольку тот обвинил его в том, что Жириновский якобы просто создает видимость оппозиции Кремлю.

Сам Андрей Богданов выглядит во время дебатов неловко, ему не хватает харизмы, и кажется, что он сам не верит в то, что говорит. То, что его кандидатура играет на руку Кремлю, даже он не отрицает - при этом он подчеркивает, что им оттуда не управляют. Он поставил перед собой цель на этих выборах, которая звучит скромно и одновременно тщеславно: он хочет собрать столько голосов, сколько удалось набрать во время парламентских выборов всем демократическим партиям вместе взятым. То есть 3%.

Планы Богданова не ограничиваются президентскими выборами: по его собственным утверждениям, он хочет "объединить" демократическую оппозицию. Или окончательно расколоть, как считают другие. В обход руководства других партий, таких, как "Яблоко" или СПС, Богданов хочет напрямую объединиться с их нижестоящими организациями и начать выстраивать новые совместные структуры "снизу". Эту концепцию он называет "праймериз". Но не будет ли это расценено руководством других партий как недружественное поглощение? Вполне возможно, говорит Богданов. Но до этого момента этот человек сможет опять залечь на дно.

Также по теме:

Советский фольклорист (Financial Times Deutschland)

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru