Россия, ЕС и США должны спасать Украину сообща, а не считать ее трофеем в игре, где "победитель получает все". Позиция Москвы, однако, неясна. Крымская кампания - которую многие в Москве были готовы начать - похоже, приостановлена. Возможно, Путин сочтет украинскую революцию лишь временным откатом в реализации мечты о консолидации старой советской общности, пишут СМИ. Стоимость "плана Маршалла" для Украины - 25 млрд долларов.
После свержения Януковича у Запада появится соблазн поверить в свою победу, замечает The Independent и предостерегает: "Чтобы гарантировать безопасность Украины, Россия, ЕС и США должны действовать сообща, а не воспринимать эту страну как трофей в игре, где "победитель получает все".
Обама не хочет схватки с Москвой. Европейцы "работают над планом спасения экономики, в котором в идеале будет участвовать Россия". Позиция Москвы, однако, неясна, говорится в редакционной статье.
Первая реакция Кремля была яростной, напоминает издание. "Просьба крымчан о российской "защите" может стать предлогом для наихудшего сценария - прямых военных действий Москвы". Но затем Россия заговорила более сдержанным тоном. И все же у Кремля есть контроль над газовым экспортом и масса других рычагов влияния.
"Украина с ее колышущимися пшеничными полями была когда-то известна как житница Востока. Теперь из-за десятилетий бесхозяйственности ее экономика практически находится на грани краха", - пишет обозреватель The Times Роджер Бойз.
"Запад должен помочь создать на Украине демократию с капиталистической экономикой не ради благотворительности, но чтобы отстоять простой и очевидный принцип: границы Европы не может устанавливать Владимир Путин", - утверждает автор статьи.
Стоимость плана по восстановлению экономики Украины - примерно 25 млрд долларов. Эти проекты сравнимы с "планом Маршалла", а его цели никогда не были только экономическими. Его задачей было не позволить Сталину подмять под себя маленькие, слабые европейские государства и объявить их своими, пишет Бойз, признавая, что "путинизм, конечно, менее опасен".
Насколько большую жертву, предписанную МВФ, может потребовать новое правительство от своего народа? В статье, в частности, упоминаются неизбежная девальвация гривны ("МВФ может одолжить деньги для годовой стабилизационной программы, и ЕС может внести свою толику") и переход к заключению контрактов на конкурентной основе, "чтобы положить конец сделкам с любимчиками Януковича".
"Хотим ли мы принять Украину в ЕС? - продолжает Бойз. - Не в ее теперешнем состоянии, но большой рынок, находящийся в Европе, свободный от коррупции и открытый для надежных инвестиций, представляет собой серьезное благоприобретение".
Автор также комментирует статью Збигнева Бжезинского "России нужен "финляндский вариант" в отношении Украины". "Это еще один плохой план: возможности для выбора Украины должны быть расширены, а не ограничены сделками супердержав", - полагает журналист.
"Вновь над парламентом Крыма развевается российский флаг, манифестанты хотят воспротивиться Киеву и его революции, - пишет Анна Зафесова в газете La Stampa. - На полуострове, где находится база российского Черноморского флота, напряженность крайне высока. Большой десантный корабль "Николай Фильченков" прибыл, имея на борту 10 бронированных средств, 200 солдат и 328 морских пехотинцев. На подходе еще четыре корабля со спецподразделениями, которые присоединятся к уже дислоцированным в Севастополе 26 тыс. российских военных".
"Пока неизвестно, идет ли речь о рутинных перемещениях или усилении, направленном Москвой в регион. Уже не первый день в различных городах Крыма идет запись в "народные дружины", на площадях манифестанты выступают с требованием отделения от Украины и присоединения к России. В Севастополе был даже избран русский мэр", - сообщает журналистка.
"Крым остается потенциальным пороховым погребом, который Москва, как кажется, пока решила не открывать. Владимир Путин говорил с Ангелой Меркель о необходимости помешать расколу Украины. Вчера представитель Госдумы РФ опроверг готовность предоставлять гражданам Крыма российское гражданство с упрощенной процедурой. Министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал Запад не вмешиваться в события в Киеве. Крымская кампания - которую многие в Москве были готовы начать - приостановлена", - заключает Зафесова.
"Нет, Россия не станет вторгаться на территорию Украины", - выносит в заголовок Саймон Шустер, корреспондент журнала Time. Предвидя повторение истории десятилетней давности, российское руководство воздержится от военного вторжения и займет выжидательную позицию, считает Шустер. Впрочем, это не значит, что Кремль будет сидеть сложа руки.
Сложившаяся на Украине политико-экономическая конъюнктура играет на руку России, и изменить это обстоятельство не смогут ни лишение русского языка статуса регионального, ни демонтаж памятников Ленину, ни сожжение дома лидера украинской Компартии, убежден автор статьи.
Эйфория протестного движения сходит на нет, и у новой украинской власти "впереди много плохих дней", говорится в статье. Единого лидера нет, и, как показывает "история кулачных боев в парламенте, украинская политика - это контактный вид спорта". Борьба обещает быть не очень красивой, и кто бы ни вышел из нее победителем, ему предстоит столкнуться с "главным вызовом - украинской экономикой".
Как заявило недавно правительство переходного периода, чтобы избежать банкротства, Украине требуется 35 млрд долларов, а это "серьезное испытание для щедрости ее западных партнеров". И Россия, похоже, намерена сделать это испытание предельно сложным, считает Шустер: Россельхознадзор уже отказался сертифицировать украинскую свинину.
При этом "после двух успешных восстаний за последние десять лет украинцы почувствовали вкус к протесту", пишет Шустер. "Протестовать они умеют, и вне зависимости от того, кто у руля, не преминут прибегнуть к народовластию".
"Что все это означает для России? Это означает, что последнее, что ей нужно делать, чтобы расшатать новое руководство Украины, это отправлять туда войска. Ничто так не объединяет враждующие политические силы, как общий враг", - говорится в статье.
Шустер призывает не забывать, что президентство Путина заканчивается еще очень нескоро. В таком масштабе "украинская революция в итоге, возможно, будет выглядеть временным, пусть и драматическим, откатом в реализации мечты России о консолидации старой советской общности. Как показывает история, Путин - человек терпеливый, а времени на наблюдения у него уйма".
Гарри Каспаров в интервью El Mundo выразил мнение, что "Путин отомстит за поражение в этой битве на Украине".
"Украина успешно продвинется вперед, потому что в этой стране всегда была очень сильная оппозиция", - сказал Каспаров. Он отметил, что Западная Украина настроена проевропейски, и украинское общество проявило готовность "заплатить кровью за свою свободу".
Животрепещущая задача Украины - "помешать намерениям Путина расколоть страну на части", полагает Каспаров. По его мнению, Путин хочет господства не над всей Украиной, а над некоторыми областями. Каспаров призвал ЕС и США "не говорить, а что-то сделать". "Это будут не денежные издержки, а инвестиции" в Украину, заметил он.
Каспаров не считает, что существующие разногласия между частями Украины приведут к распаду. "Но, конечно, путинский режим предпримет попытки". Каспаров не верит в возможность интервенции на Украине, но замечает: "Путин отомстит за поражение в битве за Украину. Он должен что-то показать россиянам в качестве трофея". По мнению Каспарова, это будет Севастополь. "Проиграть битву за Украину - это уничтожить миф Путина", - добавил он.
"Виктор Янукович бежал, но где пропавшие миллионы Украины?" - вопрошает со страниц The Guardian Алексей Хмара, исполнительный директор украинского филиала Transparency International.
Стремительно развивающиеся события последних нескольких дней на Украине показали всю глубину возмущения коррупцией режима Виктора Януковича и его приближенных, пишет Хмара. Образы роскошного особняка бывшего президента - его коллекция автомобилей и фазаны, частный ресторан и площадка для игры в гольф - потрясли многих так же, как дворцы Бен Али и богатство Хосни Мубарака разгневали народ Туниса и Египта, говорится в статье.
"Коррупция в сердце украинской политической системы была жизнеспособна лишь при сознательном содействии лиц в финансовых системах тех же государств, которые ныне читают лекции Киеву о добросовестном управлении и демократических ценностях", - утверждает автор.
Украинские элиты годами прятали свои богатства в странах ЕС, в то время как власти, особенно в Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландах, Швейцарии и Латвии, не применяли своих антикоррупционных законов, чтобы остановить их.
Европейские законы, направленные на борьбу с отмыванием денег, могут и должны быть укреплены, чтобы обеспечить усиление надзора со стороны финансовых институтов, пишет автор.
Французская Le Monde публикует интервью Юрия Луценко, представляя его как "нестандартного политического деятеля на Украине". Как и Юлия Тимошенко, он больше двух лет провел в тюрьме и вышел на свободу в апреле 2013 года по амнистии. Теперь это едва ли не единственный украинский политик, кого уважают и встречают аплодисментами на Майдане.
Революционная фаза завершится, только когда политики выполнят условия Майдана, утверждает Луценко. В правительстве должны появиться лица с Майдана, тогда улица его признает, полагает экс-глава украинского МВД. "В каждом министерстве должен быть замминистра из гражданского общества, ответственный за борьбу с коррупцией", - предлагает он.
По мнению Луценко, для того чтобы "очистить" страну, комиссия по люстрации не нужна: хватит трех уголовных расследований. Во-первых, необходимо расследовать узурпацию власти Януковичем (усиление президентских полномочий). Во-вторых, выявить, кто голосовал за "нюрнбергские законы" от 16 января и кто проводил их в жизнь. "Несомненно, это расследование повлечет за собой судебный запрет на деятельность Компартии и "Партии регионов", которые голосовали за эти законы", - предсказывает Луценко. Наконец, должно быть проведено расследование избиений и убийств, совершенных на Майдане.
Луценко уже успел пообщаться с вышедшей на свободу Юлией Тимошенко. "Она не просто очень больна, она истощена, - рассказывает он. - Она буквально не может ходить. На Майдане она выступала в полуобморочном состоянии. Она даже не помнит, что говорила. Когда я поцеловал ее на сцене, она меня не узнала. И от нее пахло тюрьмой - я хорошо знаю этот запах".
Тимошенко - "сильный лидер, в котором нуждается страна". "Она не идеальна, и общество помнит ее ошибки. Но она - тот самый Терминатор, который нужен, чтобы покончить с системой, - утверждает собеседник Le Monde. - Политика - это театр, где большинство актеров играют для спонсоров. Юля играет для публики. Она как никто другой понимает, чего хотят люди. Сейчас она поедет лечиться в Германию, потом будет готовиться к предвыборной кампании. Я остаюсь ее другом и союзником".
"Время конфронтации с Кремлем прошло, никто не хочет ее продолжать, - отвечает экс-министр на вопрос об опасности со стороны России. - Мы завоевали право самостоятельно определять свою судьбу. Но соседей не выбирают. Мне всегда казалась уместной фраза Милоша: нужно дружить с русскими, но не с Кремлем".
"Наше извечное призвание - осуществлять транзит между Европой и Россией, такую же роль играет Польша и страны Балтии. Не нужно спрашивать парижанина, какой берег Сены он предпочитает", - объяснил корреспонденту Луценко.