Европа на один день стала оранжевой. Знамена мирной украинской "оранжевой революции" появились вчера в Страсбурге, где украинский президент выступал на Парламентской ассамблее Совета Европы.
Решение киевского лидера можно назвать стратегическим: вступив в должность в воскресенье, в понедельник он по обязанности посетил Москву, а вчера по собственному желанию прибыл в Европу, чтобы выступить в защиту дела своей нации перед организацией, которая после крушения Берлинской стены превратилась в декомпрессионную камеру перед вступлением в ЕС. После выступления на сессии ПАСЕ Ющенко ответил на вопросы Corriere della Sera.
- Господин президент, ваше лицо, изуродованное диоксином, стало символом сложной ситуации на Украине. Как вы чувствуете себя на людях с таким синеватым лицом?
- Мне не удается привыкнуть к такому лицу, видимо, я никогда не привыкну. Но мы мужчины, и мы не обращаем внимания на шрамы. В любом случае, в медицинском заключении, выданном мне врачами, которые меня лечили, говорится, что при соответствующем наблюдении я смогу выполнять свои обязанности. И этого достаточно.
- Бывший вице-президент Конвента, занимавшийся редактированием европейской конституции Джулиано Амато, заявил, что в то время, как у Турции "имеются европейские черты", Украина находится на границе между Азией и Европой. Как вы оцениваете это заявление?
- Оно некорректно, ни с исторической, ни с моральной точек зрения. Украина - европейская страна. Не будем забывать, что географический центр Европы находится на Украине. Но сегодня следует помнить и о нашей "оранжевой революции": родилась новая нация, наш главный курс - Европа. Было бы странно, если бы именно в Европе этого не признали.
- Может быть, есть что-то особенное в определении европейских чаяний Украины?
- У нас есть план действий, рассчитанный на три года. Мы должны формализовать наши отношения, получить статус рыночной экономики, войти во Всемирную торговую организацию, создать зону свободной торговли, упростить систему виз. Таким образом, к концу 2007 года мы планируем начать переговоры об ассоциированном членстве с перспективой вступления в ЕС. Мы не хотим повторять путь Турции: мы не будем тратить десятилетия.
- А что вы думаете об отношениях с НАТО?
- У нас есть планы сотрудничества с НАТО, начиная от совместных учений в рамках партнерства ради мира. Но необходимо помнить, что на Украине лишь 2% населения проинформированы о характере и задачах НАТО. Необходимо вначале провести разъяснительную работу. Мы должны придерживаться прагматических позиций, хотя в конечном итоге должны возобладать наши национальные интересы.
- Как вы себя чувствовали во время переговоров с российским президентом Владимиром Путиным, который сделал все, чтобы помешать вашей победе? Кроме того, вы привезли ему "отравленный" подарок - известие о назначении премьером Юлии Тимошенко, объявленной в розыск российской прокуратурой.
- С Россией в первую очередь необходимо решить проблемы взаимного доверия. Целью моего визита в Москву было именно установление доверительных отношений. Потом, мы хотим увидеть рождение конкретных перспектив: мы подготовили пакет экономических и гуманитарных договоров, которые следует реализовать до конца текущего года. Что касается Тимошенко, я получил от Путина приемлемый ответ.
- Завтра вы поедете в Освенцим. Что означает для вас этот визит?
- Слово "Освенцим" я выучил первым на Украине, потому что туда вывезли моего отца. Андрей Ющенко, сельский учитель и советский солдат, был ранен и попал в Освенцим: у него на груди был вытатуирован номер 11367. Он был одним из 95 выживших там советских граждан. Моя семья помнит рассказы моего отца. Я уже возил туда своих детей и надеюсь свозить туда моих внуков. Я привез в Киев горсть земли из Освенцима и оставил в Освенциме горсть земли оттуда, где я родился. Освенцим - символ страдания для всех наций.