Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 января 2006 г.

Элизабетта Поволедо | International Herald Tribune

Пикантная книга, безвкусный фильм?

Когда в конце прошлого года художественный фильм "Мелисса П." появился на итальянских экранах, он спровоцировал такой же взрыв, как и роман, на котором он основан - "Расчеши волосы сто раз, прежде чем лечь спать". Роман, написанный в форме автобиографического рассказа лишенной комплексов сицилийской девочки-подростка о ее эротических приключениях, стал международным бестселлером.

Хотя в фильме почти нет "обнаженки" и грязных сцен "мальчик (или мальчики) + девочка", почитайте отзывы и редакционные статьи, и вы решите, что итальянские подростки выстаивали очереди, чтобы посмотреть версию "Глубокой глотки" (Deep Throat) для несовершеннолетних.

"Лолиту нового тысячелетия", как назвала Мелиссу миланская ежедневная газета Corriere della Sera ("менее беззастенчивую, более неразборчивую"), публично поносили как негативную ролевую модель для современных подростков. На прошлой неделе психолог и обозреватель газеты Франческо Альберони указал на "триумфальный успех" книги и фильма, объясняя, что современное половое воспитание пропагандирует "секс без чувств и без любви".

Кинокритики засвистели, а консервативные законодатели завыли, когда продюсер фильма, актриса Фраческа Нери, воспользовалась эфиром в воскресном телешоу для того, чтобы поругать фильм.

А потом сама Мелисса П., писательница Мелисса Панарелло, назвала фильм поверхностным и полным клише. "Фильм чрезмерно самонадеян и полон предрассудков, которые неизбежно опускаются до дешевой психологии", - указала она в письме, опубликованном итальянскими новостными агентствами.

Сторонники романа - который недавно вызвал новую полемику, поскольку Национальная центральная библиотека Флоренции включила его в лонг-лист кандидатов на престижную международную премию Irish literary prize-2006, - кинулись на защиту Панарелло. Ее блог www.melissap.org засыпали сообщениями, в которых отрицалось, что бестселлер и киноверсия хоть в чем-то схожи. "Почему ты не подашь на них в суд?" - спрашивает Марция, помешанная на выявлении различных нестыковок.

Несмотря на плохие отзывы прессы или, возможно, благодаря им, "Мелисса П." обошла новый фильм про Гарри Поттера, начиная с премьеры в ноябре, и стала одним из пяти ведущих итальянских фильмов прошлого года, собрав более 6 млн евро.

Премьерный показ картины в Испании, которая частично финансировалась Sony International, намечен на следующий месяц; главную роль сыграла испанка Мариа Вальверде. Есть планы показа картины в других европейских странах, а также в США, сообщил представитель Sony International, хотя точные даты еще не установлены.

Режиссер Лука Гуаданьино полагает, что картина задела за живое молодых итальянцев, потому что в его прочтении романа Панарелло сексуальное подавляется в пользу более универсальных вопросов. Книга, сказал он, не сделала почти ничего, а лишь возбудила любопытство читателя, "со сколькими в итоге переспит героиня".

Фильм, напротив, посвящен темам, близким режиссеру - "юношество, большие возможности этого возраста", рассказал он в интервью в Риме. Зачем было писать сценарий с "мягким порно, не говоря уже о жестком"? "Его и так много сегодня в кинотеатрах", - отметил он. И все же власти запретили смотреть фильма детям до 14 лет.

Интересно, что первый фильм Гуаданьино, снятый в 1996 году, был посвящен интимному акту, который прославил имя Моники Левински на весь мир.

"Что касается меня, я уже провел свое исследование о том, как использовать секс и тело", - подчеркнул он. И после четырех фильмов "я захотел исследовать мир глазами подростка, а не показывать секс на экране".

Однако предположение о сексе на экране было использовано для разжигания полемики, которая была необычно страстной и громкой, эхом отдавалась на страницах коммунистических и либеральных газет.

В стране, где малоодетые подростки постоянно появляются на телеэкране в различных шоу, кое-кто назвал возмущение фильмом ханжеством.

"В конце концов, табу на этот фильм объясняется тем, что итальянские девочки делают такие вещи, о которых их родители даже думать не хотят, - пояснил телекритик Джанлука Николетти. - Они не хотят признавать, что их дети делают кое-что покруче, чем сидеть и смотреть друг другу в глаза".

И, нравится вам это или нет, полагает Николетти, итальянские подростки не по годам развиты в сексуальном отношении. Их эмансипации способствует и успешное освоение новых реалий, таких как SMS-общение (критик называет обмен SMS "национальным видом спорта"), при котором двое могут достичь близости гораздо скорее, чем в результате ритуалов ухаживания в прошлом.

И осуждать фильм, не признавая его вклада в итальянское общество, - это "разрушительное лицемерие", заявил Николетти во время телефонного интервью.

"Ответ - в кассовых сборах, - подчеркнул он. - Это популярный фильм для детей, а не скучный фильм о детях, снятый для судей. Он и не претендует на высокую художественность".

"Я готов принять этот фильм открыто, смело и без каких-либо комплексов, - заявил он. - Это не роман, это не речь. Это фильм, и это неотразимый и занимательный фильм".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru