Многие убеждены в том, что конфликт в Ливане будет непродолжительным, что достижению окончательного соглашения может предшествовать договор о прекращении огня и что возможно размещение многонациональных сил, способных не только встать между Израилем и "Хизбаллах", но и разоружить боевиков, как предусмотрено резолюцией ООН номер 1559.
Но вполне вероятно, что "боевики Бога" будут долго сопротивляться из своих бункеров, вынуждая Израиль предпринимать кровопролитные фронтальные атаки как в Южном Ливане, как в долине Бекаа, где находятся их основные военные резервы, так и на юге Бейрута, в их политическом центре. Когда они не смогут противостоять огневой мощи ЦАХАЛа, они покинут бункеры и, смешавшись с мирным населением, начнут партизанскую войну и террористические действия по примеру Ирака. Они тщательно подготовились и ко второй фазе. Они намереваются доказать арабским массам, что шиизм становится доминирующей силой в их возмездии за перенесенные унижения. И этим "Хизбаллах" изолирует не только "Фатх", но и "Хамас" и другие арабские страны. Они сопротивляются Израилю после того, как спровоцировали его, следуя заранее составленному стратегическому замыслу. Они навязали не только время, но и способ ведения боевых действий.
Все это ставит еврейское государство перед сложным выбором, еще и потому, что оно не может нанести удар по Сирии и Ирану, которых в Израиле считают заказчиками. Сирия не приемлет ни свободного Ливана, ни палестинского государства, хочет восстановить Великую Сирию, историческое геополитическое сообщество, разделенное Францией и Великобританией после Первой мировой войны. Иран, чьи позиции укрепились после устранения Саддама, хочет стать во главе исламского движения во имя хомейнистской революции. Как минимум, Тегеран намеревается осуществить гегемонию в Персидском заливе, возможно, договорившись на первых порах с Вашингтоном о разделе сфер влияния в регионе.
Израиль не может отказаться от полной победы, иными словами, от нейтрализации постоянной угрозы со стороны "Хизбаллах". Он знает, что может рассчитывать не только на США, но и, косвенно, на арабские страны. Только тогда он сможет вновь создать условия для одностороннего ухода, для диалога с "Фатхом" и, возможно, с "Хамасом" для стабилизации Палестины. У него нет альтернатив.
Но в этот раз он потерял стратегическую инициативу. Провокации "Хизбаллах" завели Израиль в ловушку. Он не может ограничиться проведением операций только на юге Ливана, ему приходится действовать также в долине Бекаа и в Бейруте. Он не может обойти бункеры, он должен уничтожать их один за другим, используя при этом не только самолеты и вертолеты. Ему приходится бросать в лобовые атаки пехоту. Израиль оказался перед лицом решительно настроенных повстанцев, хорошо подготовленных и вооруженных. Он накапливает силы и ускоряет доставку противобункерных бомб.
В эти дни наблюдается "стратегическая пауза". Израиль тщательно разрабатывает свои планы. Вероятно, он предпримет внезапное массированное наступление, с земли и моря. На карту поставлена вся система безопасности Израиля, основывавшаяся до последнего времени на сдерживающих возможностях ЦАХАЛа. Таким образом, война докатится до Бейрута и до долины Бекаа. К сожалению, Ливан будет разрушен. Гуманитарные меры будут неэффективны. Основная проблема, с которой придется столкнуться Израилю, будет заключаться в том, как выйти из положения после уничтожения боевого потенциала "Хизбаллах". Он не сможет вести длительные противоповстанческие операции. Лишь ливанское правительство или Сирия могут поддерживать порядок и держать под контролем "боевиков Бога". С этим не справится международный миротворческий контингент и даже НАТО. Не говоря уже о Европейском союзе или об умирающей ООН, если, конечно, она не решит "доверить грязную работу" Лиге арабских стран. Быть может, это осуществимо. Сунниты ощущают угрозу, исходящую от успехов шиитов. Может настать час сведения счетов с ними. И речь идет о том, позволят ли им это сделать общественное мнение их стран.
Сопротивление "Хизбаллах" вызывает в арабском мире поддержку и аплодисменты. Римская конференция окажется полезной в качестве первого шага, чтобы увидеть, что делать после завершения конфликта. Настоящим успехом станет подписание арабскими странами заявления "большой восьмерки" по Ливану. Исходя из реальности, трудно надеяться еще на что-то. Чтобы заключить мир, необходимо сначала завершить войну. А она, возможно, будет жестокой и долгой. Нельзя питать чрезмерных иллюзий на этот счет. Израиль не может пойти на уступки и компромиссы. "Хизбаллах" фанатична и хорошо подготовлена к войне. Когда речь заходит о пропорциональности ответа, следует учитывать, что поставили на кон два соперника. А ставки обеих сторон велики, и компромиссы вряд ли возможны.