Первое время казалось, что СНВ-3 будет ратифицирован Сенатом США без промедления. Однако теперь процесс застопорился: сенаторы-республиканцы, относящиеся к договору скептически, требуют предоставить им дополнительную информацию и дополнительное время для дебатов. СМИ приводят мнения сторонников и противников договора и гадают, успеет ли Сенат ратифицировать договор до ноябрьских выборов и будет ли он вообще одобрен.
Первое время казалось, что СНВ-3 будет ратифицирован Сенатом США без промедления, отмечает The Los Angeles Times. Но теперь процесс внезапно застопорился, и некоторые сторонники договора опасаются, что он вообще не будет одобрен, отмечает корреспондент Пол Рихтер.
"Сенаторы-республиканцы, относящиеся к договору скептически, требуют предоставить им дополнительную информацию и дополнительное время для дебатов, поэтому СНВ-3 будет теоретически ратифицироваться, возможно, лишь после ноябрьских выборов в Конгресс. Возможно, его даже перенесут на будущий год, когда его будет рассматривать Конгресс следующего созыва. Тогда возникнет вероятность, что число противников СНВ-3 среди сенаторов-республиканцев умножится", - говорится в статье.
Белый дом и его союзники в Сенате энергично пропагандируют СНВ-3, но пока всего один сенатор-республиканец публично заявил, что его поддержит. Сейчас в кулуарах идут переговоры между администрацией, сенатскими демократами и республиканцами. По словам некоторых источников в аппарате Сената, вынести СНВ-3 на рассмотрение полного состава еще до августовских каникул вряд ли удастся. Некоторые сторонники СНВ-3 опасаются, что республиканцы просто хотят затянуть ратификацию до будущего года, надеясь на укрепление своих позиций в результате выборов.
В ближайшие недели Белый дом постарается спешно ответить на вопросы и возражения сенаторов-республиканцев относительно СНВ-3, пишет The Christian Science Monitor. Сенатский комитет по международным отношениям проголосует по СНВ-3 еще до августовских каникул и наверняка его одобрит, прогнозирует журналист Говард Лафранчи. Но для ратификации всем Сенатом необходимо 67 голосов.
"Некоторые сторонники неспешного подхода к ратификации говорят, что администрация США чересчур торопит события. Поскольку Обама и Медведев подписали договор совсем недавно - в апреле, скептики гадают, уж не договорилась ли администрация с российской стороной о том, что теперь пытается скрыть", - говорится в статье.
Эксперт Генри Сокольски сомневается, что в протоколах переговоров найдутся изобличающие улики. "Но нежелание сторонников договора рассекретить протоколы и сокрытие информации подогревают параноидальные страхи", - добавляет он. Сенат должен "доверять, но прояснять" - изучить последствия договора для последующих соглашений о сокращении вооружений, советует Сокольски.
Сторонники ратификации СНВ-3, в том числе буквально все республиканские авторитеты в сфере внешней политики, рекомендуют одобрить его до ноябрьских выборов, поскольку Сенат нового созыва может затянуть процесс. Но Сокольски советует администрации убедить обе партии в достоинствах СНВ-3, чтобы договор пользовался решительной поддержкой обеих политических сил.
СНВ-3 - лишь скромное достижение для контроля вооружений, замечает The Washington Post в редакционной статье. В ближайшие годы Россия даже в отсутствие договора сократит боезаряды даже в большем объеме, чем предусмотренные СНВ-3 30%, прогнозирует издание. Но ратификация - залог продолжения инспекций российского арсенала, напоминает газета.
СНВ-3 не является и угрозой для безопасности США, пишет газета. Попытки Москвы включить в СНВ-3 ограничения системы ПРО США не удались, утверждает она. Но сенатор-республиканец Джон Кил справедливо требует гарантий, что мощь и должное финансирование ядерного арсенала США сохранятся, считает газета. "Несмотря на свою официальную установку на отказ от ядерного оружия, администрация Обамы признает этот приоритет и, к ее чести, старается убедить Кила и других республиканцев в своей приверженности данной задаче", - пишет издание. В ближайшие 10 лет администрация Обамы планирует ассигновать на комплекс ядерных вооружений 80 млрд долларов, а также призывает конгрессменов-демократов поддержать выделение 7 млрд долларов в будущем году. Впрочем, Кил требует, чтобы Конгресс выделил деньги на 2011 год еще до сенатского голосования по СНВ-3. Республиканцы также требуют предоставить им протоколы переговоров с Россией, но администрация не соглашается.
Необходимо доверие республиканцев и демократов к обещаниям друг друга, пишет газета. "В сегодняшней обстановке это нелегко", - признает она, но рекомендует ратифицировать СНВ-3 еще в нынешнем году.
The New York Times публикует материал из The International Gerald Tribune, в котором Ричард Вейц, старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа Гудзоновского института, вступает в полемику со статьей в том же издании. Ее авторы утверждают, что сотрудничество американцев, русских и европейцев по противоракетной обороне предлагает в краткосрочной перспективе величайший потенциал для преодоления разногласий между Россией и НАТО и создания более всеобъемлющей системы безопасности в Европе. Между тем Вейц полагает, что вера "в возможности и потенциал сотрудничества между НАТО и Россией по противоракетной обороне неоправданна".
"Прежде всего, многонациональные инициативы по ПРО сложны по определению... Участники должны выработать механизм, которое позволил бы своевременный запуск в ситуации, когда промедление на несколько минут может оказаться судьбоносным... Западные командующие дали понять, что не смогут полагаться на систему ПРО, которая потребовала бы от России срочного одобрения ее применения", - пишет автор.
"Кроме того, ограничительная политика по передаче технологий приводила к откладыванию многонациональных проектов в оборонной области даже среди союзников по НАТО... Политики из НАТО справедливо опасаются, что часть информации может быть передана Ирану или другим государствам", - говорится в статье.
"Более того, лидеры России и НАТО по-прежнему обладают разными видениями целесообразной европейской оборонной архитектуры. В частности, российские дипломаты стремятся сократить доминирующую роль НАТО в европейской безопасности", - продолжает автор.
И, наконец, остается неясным, насколько искренне многие российские политики разделяют опасения НАТО по поводу Ирана, говорится в статье.
"Вместо того чтобы преследовать нереалистичную цель совместной противоракетной обороны России и НАТО, стороны могли бы сосредоточиться на более реалистичных и полезных областях с большим уровнем общего интереса и потому с более значительной перспективой взаимного признания", - заключает автор.