Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 июня 2003 г.

Марк Семо | Libération

"Нам не нужен колониальный режим!"

Обстрелы и нападения на американских солдат происходят ежедневно, но подавляющее большинство иракцев (по опросам ? 80%) по-прежнему благожелательно относятся к присутствию в стране войск коалиции, видя в нем "меньшее из зол". Инциденты происходят и в Багдаде, но в основном ? в суннитских зонах, в частности на северо-западе страны, откуда режим набирал большую часть своих кадров и исполнителей самой "грязной" работы. Репрессии, обыски и аресты грозят повлечь за собой растущий протест населения против оккупации. Именно на это рассчитывают сторонники свергнутого режима, вдохновленные отсутствием точных сведений об участи Саддама Хусейна и его сыновей: отсутствие безопасности, перебои с электричеством и проблемы с горючим порождают всеобщее недовольство.

Резкое осуждение

Каждый день по проспектам столицы проходят демонстранты, опьяненные непривычной для них свободой. Они требуют, кроме всего прочего, создания "национального" правительства с тем, чтобы "иракцы могли сами управлять собой". Те же речи звучат и из уст политиков. "Иракский народ способен сам построить новый Ирак", ? говорил, вернувшись из эмиграции, аятолла Мухаммед Баке аль-Хаким, лидер Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ). Даже представители Иракского национального конгресса во главе с Ахмедом Чалаби, близким к американцам, резко осуждают проволочку с созданием временного правительства. Иракцы - патриоты и, по их словам, "не хотят, чтобы на смену диктатуре Саддама пришел колониальный режим". Но, даже протестуя против "оккупации" по призыву радикальных шиитов ? последователей Моктады ас-Садра, чьи отец и дядя (оба аятоллы) были убиты прежним режимом, ? они не несут плакаты с надписью " US go home".

Исламская республика

"Это была не антиамериканская демонстрация, мы просто хотели напомнить им о желании населения в будущем иметь независимость", ? поясняет шейх Халим аль-Фатвали, имам мечети из густонаселенного и нищего шиитского квартала Багдада. Шейх упрекает американскую администрацию в том, что она не все делает для скорейшего налаживания работы основных служб и восстановления безопасности. "Вопрос не в том, чтобы американцы ушли, ? здесь мы реалисты. Приоритетами являются восстановление экономики и создание стабильных демократических институтов. В зависимости от того, что конкретно они будут делать, мы будем определяться в своем к ним отношении", ? говорит Абу Хамза ас-Саиди, один из деятелей шиитской партии "Ад-Даава", жестоко преследовавшейся при прежнем режиме. Шиитские силы, подозреваемые Вашингтоном в намерении установить исламскую республику и чуть ли не в оказании услуг Ирану, ставят на американскую карту. Они надеются, что в будущих временных государственных институтах получат представительство, соответствующее их удельному весу в составе населения страны (55?60%). Но речь идет не только о стратегии: подавляющее большинство шиитов смотрит на американцев как на "освободителей". Вступая в перебранки с "джи ай", они хотят упрекнуть Вашингтон в том, что тот вмешался "слишком поздно", позволив Саддаму Хусейну в 1991 году потопить в крови шиитскую "великую интифаду", начавшуюся после войны в Заливе. Аятолла Али Систани, самый уважаемый из шиитских духовных лидеров, призвал сотрудничать с американцами. В своих проповедях многие шиитские имамы подчеркивают, что если "падение тирана было волей Бога", то осуществили ее именно американцы. Лишь отдельные радикалы обрушиваются на "свободу по западным образцам". Зато и те и другие проклинают французское правительство, "купленное на деньги Саддама".

Утраченные иллюзии

Ситуация улучшается, но слишком медленно. "Многие иракцы надеялись на то, что их жизнь сразу изменится, и были разочарованы", ? подчеркивает скульптор Насер Хасан, который, как и многие молодые художники и интеллектуалы, всегда держался в стороне от политики. Тридцать лет диктатуры и культа личности излечили значительную часть интеллигенции от тяги к любой идеологии, будь то социализм или панарабизм. Те, кто уехал в Иран или имел там родственников, расстались со всеми иллюзиями относительно режима аятолл. Даже коммунисты, некогда очень влиятельные в Ираке, мечтают об открытом обществе западного типа. "Падение Стены заставило нас пересмотреть наши догмы, и я надеюсь, что американцы сделают то, что обещали сделать, чтобы превратить эту страну в модель для всего Ближнего Востока", ? говорит Аднан Миншид, театральный критик и главный редактор ежедневной партийной газеты "Голос народа", только что возобновившей издание. Больше всего он опасается преждевременного ухода американцев, "который приведет к хаосу". Влиятельный средний класс, долго не имевший возможности реализовать свои пожелания, мечтает теперь об "american way of life". "Мы и американцы, со свойственными нам прагматизмом и способностью к адаптации, открываем для себя друг друга. К тому же иракцы ? после палестинцев ? являются самым образованным из народов арабского мира", ? говорит священник Юсуф Тома из доминиканского монастыря в Багдаде. Он боялся американской интервенции. Сегодня, как и подавляющее большинство его сограждан, он признает, что она была благом: "Мы выходим из длинного туннеля и робко идем, ослепленные светом".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru