Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 июня 2007 г.

Эндрю Осборн | The Wall Street Journal

Российский "Суперджет" - игра с крупными ставками

Производитель реактивных истребителей "Сухой" на прошлой неделе одержал победу на авиашоу в Ле Бурже, заставив выстроиться в очередь первых иностранных покупателей самолета "Суперджет-100" - первого российского гражданского авиалайнера после падения Советского Союза.

Однако проект "Суперджет" стоимость 800 млн долларов - это не просто коммерческая игра, это также серьезное испытание новой промышленной политики Кремля, объединяющей государственную собственность с иностранными технологиями и инвестициями в попытке возродить тяжелую промышленность.

Успех этой политики принципиально значим для попыток Кремля диверсифицировать экономику, отойдя от нефти и газа, и вдохнуть жизнь в отрасли промышленности, развалившиеся в ходе анархического перехода от коммунизма к рыночной экономике.

Помимо авиации, реформируются кораблестроение, ядерная технология, военная промышленность и космическая отрасль - в основном по той же схеме.

"Мы не хотим потерять эти отрасли. Мы хотим их развивать и развивать в том числе с помощью частного капитала", - сказал президент Владимир Путин в начале этого месяца.

Многие из этих отраслей были только частично приватизированы в 1990-х, но компании пытались выживать как отдельные самостоятельные структуры. Теперь правительство консолидирует их активы в крупные холдинговые компании, которые, по словам чиновников, повысят эффективность и станут конкурентоспособными в мире. В случае авиации, была создана "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), 90,1% которой принадлежит государству. Правительство пообещало выделить ей по меньшей мере 12 млрд долларов субсидий в следующие 10 лет.

"Мы должны объединить все наши ресурсы, чтобы преуспеть на мировом рынке", - сказал в интервью генеральный директор "Сухого" и первый вице-президент ОАК Михаил Погосян.

"Суперджет" является ключевым тестом для оценки того, способен ли авиакосмический гигант производить современную продукцию, которая будет привлекательна за пределами России.

Виктор Субботин, глава компании "Гражданские самолеты Сухого", назвал сделку на 283 млн долларов о покупке 10 самолетов с небольшим итальянским региональным перевозчиком ItAli Airlines крупным прорывом.

Джузеппе Спадаччини, президент компании Aeroservices Group, которой принадлежит ItAli Airlines, сказал, что с учетом низкой стоимости самолета компания приобрела 10 единиц и планирует купить еще 15. ItAli обсуждает также сделку, по которой эта компания могла бы обучать пилотов и механиков, обслуживающих "Суперджет", для других клиентов.

Кроме этого, на данный момент поступили заказы лишь от российских авиакомпаний, сильно связанных с государством.

Производство самолетов должно начаться в следующем году, и ОАК планирует за 20 лет продать 1200 "Суперджетов" по 25 млн долларов каждый.

Первоначально представленный моделями на 75 и 95 мест, самолет поднялся на уровень конкурентоспособного товара на рынке региональных реактивных самолетов, встав лицом к лицу с такими достойными соперниками, как канадский Bombardier и бразильский Empresa Brasileira de Aeronautica SA.

"Сухой" обратился к ряду иностранных партнеров за помощью и технологиями в надежде, что их опыт поможет завоевать интерес требовательных иностранных авиакомпаний и сгладить опасения в связи с недостаточным опытом российской отрасли гражданского самолетостроения. "Сухой" заработал репутацию во время холодной войны в качестве создателя одного из лучших, наряду с МиГом, советских истребителей.

Интерьер "Суперджета" разработан компанией B/E Aerospace из Веллингтона, Флорида; двигатели произведены совместным предприятием, куда входит Snecma Moteurs, подразделение французский Safran SA; а чикагская компания Boeing выступала в качестве консультанта в области технологии, обучения и послепродажного обслуживания.

Итальянская Finmeccanica, которая приобретает 25% акций проекта "Суперджет", будет заниматься маркетингом в Европе и обслуживанием западных клиентов.

Тем временем, ОАК надеется, что "Суперджет" положит начало рождению семейства самолетов, которые помогут России вернуть себе позиции на мировом авиационном рынке. Одна из идей - продлить фюзеляж "Суперджета", чтобы он мог конкурировать с Boeing 737 и Airbus A320 - наиболее компактными моделями этих фирм.

В ОАК занято 100 тысяч сотрудников. Председатель совета директоров компании Сергей Иванов, первый вице-премьер, считается одним из основных претендентов на место преемника Путина в кресле президента в следующем году.

На прошлой неделе Иванов сказал, что хочет, чтобы Россия к 2025 году занимала третье место в мире по гражданской и транспортной авиации, повысив свою долю на рынке с нынешнего 1% до 10-12%. Это амбициозная задача для компании, которая пока еще не вполне сформировалась.

Когда в конце этого года формирование ОАК завершится, компания будет объединять под одной крышей производителей советских времен, таких как РСК "МиГ", "Туполев", "Иркут", "Илюшин", "Сухой" и "Яковлев".

Однако до сих пор энтузиазм Кремля по формированию промышленных гигантов не соответствует достижениям создающихся компаний. Владимир Потанин, видный российский промышленник, на прошлой неделе на экономической конференции вызвал удивление, когда посетовал, что вмешательство правительства в промышленность наносит вред эффективности. В прошлом году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию заявила в своем отчете, что Россия "плохо" справляется с управлением компаниями, утверждая, что госконтроль ведет к коррупции, снижению эффективности и замедлению роста.

Однако представители России указывают на успехи европейских и азиатских промышленных гигантов в качестве модели для своих новых холдинговых компаний. В случае ОАК Кремль пытается добиться более тесного сотрудничества с одним из таких гигантов - Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном European Aeronautic Defence & Space Co., которому принадлежит Airbus.

Однако, когда российский государственный банк прошлым летом купил 5% акций EADS и проявил интерес к приобретению более крупной доли, европейские лидеры очень прохладно отреагировали на инициативу Москвы.

Представители Airbus настаивают, что они горячо стремятся к сотрудничеству с ОАК в рамках различных проектов, в частности по конвертированию старых самолетов Airbus в грузовые самолеты или по разработке новых самолетов.

Однако представители России говорят, что рассчитывали на отношения полноценного партнерства, и угрожают отказаться от своих акций EADS, если сделка не состоится.

"Это шантаж, - говорит представитель российской авиастроительной промышленности. - Россия все еще пытается добиться сделки, но пока что все дискуссии проходят в одностороннем порядке".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru