По словам источников, близких к переговорам, через одну-две недели Россия может завершить согласование условий подписания новой краткосрочной экономической программы с МВФ.
Соглашение с МВФ позволит "повысить тонус" на фоне все более мрачных перспектив развития российской экономики. Экономический советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов сообщил, что экономический рост в этом году "наверняка" окажется ниже запланированных правительством 4%, и даже может стать нулевым, "если сохранятся нынешние тенденции".
На прошлой неделе Россия сообщила, что в феврале этого года промышленный рост составил всего 0,8% - это самый низкий рост с апреля 1999 года. Рост основных инвестиций в феврале составил 6,3% - это самая низкая цифра с августа 1999 года.
По словам Илларионова, экономическому росту препятствует завышенный обменный курс российского рубля. Крупные валютные поступления от экспорта энергоносителей позволяют сохранять сильный рубль, но способствуют росту инфляции,- подчеркнул он.
В интервью Илларионов отметил, что правительство должно отреагировать на нынешнюю ситуацию резким изменением своей налоговой политики. Он призвал к введению налога на "непредвиденную" прибыль, полученную в результате экспорта энергоносителей, и назвал повышение бюджетных расходов "совершенно неприемлемым".
По его словам, в 2000 году, рост расходов, исключая процентные выплаты, составил 28%, а за первые два месяца 2001 года - уже 35%.
Принимая во внимание все еще положительное торговое сальдо, в этом году Россия не испытывает явной необходимости в получении наличных средств от МВФ. Ныне обсуждаемое соглашение будет носить ограниченный характер: оно будет рассчитано, вероятно, на год, и будет включать лишь "предупредительный" кредит, которым Россия может и не воспользоваться. Наличные средства будут выделены только в том случае, если Россия столкнется с неожиданными проблемами, связанными с платежным балансом.
Однако соглашение с МВФ может помочь России начать переговоры с Парижским клубом по поводу реструктуризации долга, составляющего почти 40 млрд. долларов. Кредиторы считают согласованную с МВФ экономическую программу непременным условием начала таких переговоров.
В начале этого года Россия предприняла безуспешную попытку форсировать переговоры с Парижским клубом, приостановив платежи. Она все еще надеется добиться реструктуризации до 2003 года, когда настанет пик выплат по внешнему долгу (18 млрд. долларов, что составляет 40% всех бюджетных расходов на этот год).
Краткосрочное соглашение с МВФ должно обязать Россию осуществить некоторые ограниченные налоговые и структурные реформы. Именно эти реформы стали предметом длительных ожесточенных споров на переговорах между правительством и МВФ. Некоторые моменты еще предстоит урегулировать, однако окончательные условия скорее всего будут предусматривать внесение поправок к налоговому кодексу, улучшение управления, контроль за бюджетными потоками и более правильное регулирование банковской системы.
Когда краткосрочное соглашение будет заключено - если это вообще произойдет - Россия может постараться подписать с МВФ среднесрочное соглашение. Оно должно содержать более широкие планы по осуществлению реформ.