Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 марта 2001 г.

Клаус-Хельге Донат | Tageszeitung

Колдун, манипулятор и монстр

Никто не может делать это так, как он. Уже год Владимир Путин руководит государственными делами, а народ до сих пор еще не разочаровался в нем. Во всей огромной империи не услышишь ропота или недовольства. Напротив, согласно последним социологическим опросам, рейтинг Путина вырос и достиг 70%.

Собственно говоря, в этом году всеобщий любимец не достиг особых успехов. В России вспоминают прежде всего о гибели атомной подводной лодки ?Курск?, что рассматривается здесь как важнейшее событие года. Тогда Путин не производил хорошего впечатления. Прошли дни, прежде чем президент прервал свой отпуск в Крыму и выступил перед общественностью. Однако причины катастрофы до сих пор не известны, и, возможно, сознательно замалчиваются. Тем не менее, ни одному политику в России не доверяют больше, чем ВВП - Владимиру Владимировичу Путину. Женщины даже считают его ?самым сексуальным мужчиной 2000 года? в России. Он не курит и не пьет, занимается спортом, любит жену и дочерей. ?Чего же еще желать?,? - спрашивает одна из избирательниц. ?Я боюсь и желаю его?, - говорит женщина помоложе. После престарелого Бориса Ельцина, который в конце 1999 года ушел в отставку и передал пост президента прежде неизвестному руководителю службы безопасности, в Кремле сидит человек, при правлении которого русские чувствуют себя более уверенно. Прежде всего, женщины нередко предпочитают суперменов. Патриархат и патернализм всегда почитались в России. Мужчины только должны держать свои обещания.

Рецепт надежды

Путин, кажется, соответствует этим критериям. Как считает социолог Юрий Левада, занимающийся изучением общественного мнения, Путин "дал русским надежду?. Начиная с 20-х годов, они впервые испытали гордость по поводу первого лица в государстве. Благодаря Путину, они избавились от комплекса неполноценности и вновь обрели самосознание. Даже запланированная гибель ?Мира? была представлена как гордые воспоминания о ?великой космической державе?. Хотя Путин не смог вернуть России прежний статус великой державы, однако его политика уже не вызывает смех, как это было в последние годы правления Бориса Ельцина.

Короче, успех Путина - это учебное пособие на тему о том, как дух побеждает материю. Высокие цены на нефть и сбалансированный бюджет облегчают Путину задачу управления без личного содействия и не прибегая к решительным реформам. Однако, по-прежнему остается неясным, в каком направлении Путин собирается формировать внутриполитическую и внешнеполитическую стратегию России.

Сведения об этом носят довольно двойственный характер. При вступлении Путина на пост президента аналитики гадали, является ли он колдуном, манипулятором или монстром. Сейчас стало ясно, что он - всего понемногу. Колдун, когда речь идет о душе народа, опасный манипулятор, когда речь идет о проведении реформ и мрачный современник, который сумел выдать войну в Чечне за мирную акцию, а притеснение независимых СМИ - например, телеканала НТВ и группы Медиа-Мост - за последовательное осуществление правовых норм. Собственно говоря, сейчас существует только один ?путь Путина?, который находится в маленьком городке Изборске в Псковской области. После визита Путина в этот город городская администрация создала в его честь настоящую аллею паломничества.

Однако по остальным вопросам ничего определенного нет. Реформы, о которых летом заявлял министр экономики Герман Греф, до сих пор еще не осуществлены. К созданию эффективной банковской системы еще и не приступали. Законы, более надежно обеспечивающие защиту частной собственности и инвестиций, по-прежнему существуют лишь в виде проектов. Закон о продажи земли так и не принят окончательно. Жилищно-коммунальная реформа, которая должна освободить от лишнего бремени государственный бюджет и сделать более эффективным управление народным хозяйством, так и не сдвинулась с мертвого места. Лишь в области налоговой политики государство осуществило некоторые реформы. Имея 70% рейтинга, он мог быть пойти на некоторые непопулярные меры, тем более, что ручная Дума готова одобрить любой его законопроект.

Вместо этого, Путин предложил Государственному Совету - недавно созданному, но уже неэффективному органу власти, состоящему из представителей регионов, разработать программу развития до 2010 года. Ответственность за разработку этой программы возложена на депутата КПРФ и экономиста Сергея Глазьева. Его программа в значительной степени отличается от либеральной программы группы Грефа. Официально заявляется, что замедление темпа реформ обусловлено причинами технического и правового характера, а отнюдь не политического. Является ли стратегия 2010 программой по повышению занятости? Означает ли старый советский гимн, принятый по указанию Путина, нечто большее, чем просто ностальгию по прежним временам? На Западе на эти вопросы отвечают отрицательно, в России над этим никто не задумывается.

Рецепт замедления

Путин медлит по различным причинам. У него отсутствует не только видение проблем, он боится четких решений. Собственно это является тем консенсусом благодаря которого возник феномен Путина. Он избегает решительных мер для того, чтобы прекратить конфликт между министерством обороны и Генеральным штабом. По-прежнему не предпринимается никаких шагов для проведения необходимой армейской реформы. В начале своего правления президент начал войну против чрезмерно самостоятельных губернаторов. Он ограничил сферу их компетенции и изгнал их из верхней палаты парламента. Вместо этого он назначил семерых представителей, которые являются его доверенными лицами и должны доводить волю президента до самых отдаленных уголков Империи. Лозунг: ?Создание вертикали власти? и ?Диктатура закона?. Однако подлинный смысл этих реформ заключается в стремлении сосредоточить всю власть в Кремле.

Полгода спустя ситуация выглядит по-другому. Бюрократия Центра занимается лишь собой, представители президента почитают губернаторов и не мешают им. Автократы-правители в Татарии и Башкирии получили право быть избранными на третий срок. Губернатор Владивостока Евгений Наздратенко, отстраненный от власти за сомнительные махинации, получил выгодный пост председателя Государственного комитета по рыболовству.

Реформы? Отнюдь нет. Полуфабрикаты - характерный знак периода правления Путина. Слабость Кремля позволяет сохранить плюрализм элит. В связи с этим не существует угрозы возвращения диктатуры или авторитаризма. Даже программа ?формирующейся демократии? предъявляет Кремлю чрезмерные требования. В дальнейшем сторонников гражданского общества в России будет немного. Они плохо подходят к идее о доминировании сильного государства, которую Путин провозгласил в качестве основного лозунга своего первого президентского срока.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru