Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 марта 2004 г.

Грегори Уайт, Гай Чейзан | The Wall Street Journal

На фоне разговоров о перспективах роста российские экономические реформы не движутся

Когда на прошлой неделе российский президент Владимир Путин упрекнул своего экономического министра в излишнем консерватизме в прогнозировании роста, возникли опасения, что Путин выкручивает руки, пытаясь успокоить тех, кто поддерживает данное им в ходе предвыборной кампании обещание за 10 лет удвоить размеры российской экономики.

Экономический рост является политическим императивом в России, где четверть населения живет за чертой бедности.

В четверг упрямый чиновник поднял планку целей, установленных для правительства на ближайшие несколько лет, хотя и не до уровня траектории, необходимой для достижения задачи, определенной президентом. По словам других правительственных чиновников, это не связано с конфликтом и давлением: более сильный прогноз отражает повышение цен на нефть, главный предмет российского экспорта.

В основе зачастую эзотерических статистических дебатов лежит вопрос о том, использует ли Путин, одержавший убедительную победу на мартовских выборах и имеющий огромное большинство в парламенте, свою власть для ускорения застрявших экономических реформ.

Чиновником, которому Путин на прошлой неделе задал урок, был Герман Греф, архитектор российской экономической программы на прошедшие четыре года. Греф неоднократно предупреждал, что, помимо извлечения выгоды из высоких цен на нефть, России необходимо более энергично проводить либерализацию экономики, если она хочет добиться определенного президентом роста.

"В сущности, он использует эти прогнозы как рычаг для выколачивания реформ", - говорит Эл Брич, экономист московского отделения инвестиционной компании Brunswick-UBS.

Путин обещает не "спать под теплым одеялом нефтедолларов" и продвигать реформы. По мнению его сторонников, стремление двигать российскую экономику вперед оправдывает грубые методы, с помощью которых Кремль разгромил оппозицию в ходе выборов, названных западными наблюдателями не соответствующими международным нормам.

Но прогресс затормозился во многих важных сферах, особенно в радикальной реформе коррумпированной бюрократии, которая, по мнению экономистов, является, наверное, главным препятствием к расширению экономического роста за рамки экспорта. "В последние 20-24 месяца было мало структурных реформ, - говорит главный экономист Всемирного банка в Москве Кристоф Руэл. - Лучшего времени для проведения реформ не было".

С прошлого года российские официальные лица говорят, что замедление является неизбежным побочным эффектом избирательных кампаний, которые завершились президентскими выборами 14 марта. Хваленая реформа большого и неэффективного федерального правительства в марте обернулась созданием еще большего числа правительственных агентств без уменьшения количества чиновников. Хотя налоговые изменения не были связаны с повышением налогов в нефтяной отрасли, к которому призывали в ходе избирательной кампании некоторые политики, они не воплотили в жизнь надежды на уменьшение налогов на зарплату и добавленную стоимость для стимулирования роста в других отраслях.

Благодаря высоким ценам на нефть, металлы и другие предметы экспорта российская экономика в прошлом году выросла на 7,3%. После прихода Путина к власти в 2000 году произошло оздоровление экономики, которому способствовали политическая стабильность и проведенное им уменьшение налогов. После финансового кризиса и дефолта 1998 года Россия накопила более 80 млрд долларов валютных резервов и выплатила десятки миллиардов по внешнему долгу.

Но мало кто из экономистов ожидает, что прошлогодние темпы роста сохранятся, особенно если упадут мировые цены на нефть. Мало кто верит, что Путину удастся удвоить валовой внутренний продукт, поскольку для этого нужен ежегодный рост в 7,2% на протяжении десятилетия.

"Они этого не добьются", - говорит Брич из Brunswick-UBS, отмечая, что, по его прогнозу, в нынешнем году рост составит 7,5%, но в последующие годы только 5,5-6%. По его мнению, для обеспечения роста Россия должна увеличивать инвестиции, поскольку ее промышленные активы, созданные еще в советские времена, в ближайшие годы придут в негодность.

Но привлечение инвестиций потребует таких серьезных реформ, как превращение банковской системы в настоящий источник капиталов для бизнеса. Инвесторы также нуждаются в защите от коррумпированной судебной системы и гарантиях того, что их активы не отберут правительственным указом. Прошлогодний арест нефтяного магната Михаила Ходорковского поколебал уверенность в том, что Путин готов совершенствовать эти сферы, считают аналитики.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru