К 100-летнему юбилею Римского договора Берлин и Париж утратили свою ведущую роль в ЕС. Теперь тон здесь задают Россия и Турция
Председатель ЕС Вячеслав Панкратенко довольным взглядом окидывает огромную площадь Шумана. Во времена его детства, когда это необъятное пространство еще называлось Красной площадью, глава российского государства всегда присутствовал здесь 9 мая, наблюдая захватывающее зрелище военного парада - строевой шаг, ревущие моторы танков, маршевая музыка. Сегодня все уже не так. В этот день, 25 марта 2057 года, на весеннем ветру в Москве рядом с европейским флагом гордо развеваются национальные знамена 51 государства - всех членов ЕС. Под конец торжественной церемонии в честь столетней годовщины Римского договора главы государств и правительств вместе поют оду "К радости". Многие по-настоящему растроганы. Еще 50 лет назад никто не мог даже помыслить о том, что когда-нибудь Европа будет именно такой. И вот юбилей завершается массовыми народными гуляньями.
Панкратенко рад, что после тяжелых переговоров, продолжившихся вплоть до рассвета юбилейного дня, все же было достигнуто соглашение по совместной Московской декларации. Особенно ожесточенный спор разгорелся вокруг вопроса о границах ЕС. Активнее всего за географический критерий принятия новых членов выступал турецкий президент Еврокомиссии Кюрзат Аббас-оглы. "После вступления в ЕС кавказских и центральноазиатских республик мы просто не можем продолжать расширение в том же темпе, - предупреждал он перед отлетом в Москву. - В противном случае мы утратим нашу европейскую идентичность". Однако, в конце концов, российскому председателю ЕС удалось настоять на своем. Он сказал, что решающим критерием в принятии решения о вступлении той или иной страны в ЕС должно быть ее согласие "с европейскими ценностями с учетом региональных и культурных факторов". Тем самым Панкратенко удалось избежать резкого ответа Саудовской Аравии, Ирану, Ираку и Израилю-Палестине, которые в день, предшествующий юбилею, выступили с совместным заявлением о вступлении в ЕС.
Не менее тяжелым оказался конфликт по вопросу о том, как в Московской декларации должны быть сформулированы цели сообщества государств. Сторонники интеграции с их честолюбивыми планами потребовали, чтобы все члены ЕС, представляющие 51 государство, торжественно обязались способствовать скорейшему вхождению 28 государств в зону евро. "Расширение еврозоны - это важнейший толчок для развертывания процессов реформирования и интеграции для стран, как входящих, так и не входящих в еврозону", - настаивал Мальком Ронстед, британский премьер и - с 2053 года - постоянный председатель Еврогруппы.
Казахстан и Монголия чинят препятствия
Однако такие новые члены ЕС, как Казахстан и Монголия, чинят на этом пути препятствия, так как хотят избежать слишком большого стресса для своих граждан, вызванного масштабными реформами. Панкратенко тоже против упоминания в декларации обязательного условия по вступлению в зону евро. С одной стороны, в преддверии парламентских выборов он не хочет давать лишний стимул антиевропейскому союзу "Спасем российский рубль". С другой, истеблишмент финансового центра Москвы настроен скептически. Поэтому председатель ЕС выступает за компромиссную формулировку, согласно которой вхождение в еврозону должно быть лишь "возможной долгосрочной целью".
Московской декларацией Панкратенко хочет способствовать тому, чтобы в этот юбилейный день главы государств и правительств окончательно завершили спор о "Европе двух скоростей", который обременяет ЕС с момента повторного "нет", сказанного французами европейской конституции. Тогда, на переговорах по конституции, проходивших осенью 2007 года, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель согласилась на сенсационные уступки только что избранному президенту Франции Сеголен Руаяль. Ради успеха второй попытки референдума Меркель пошла на установление единого уровня минимальной европейской зарплатой и на введение 35-часовой рабочей недели на всей территории ЕС. Кроме того, по требованию нового президента, она дала свое согласие на то, что процентная ставка Европейского центробанка снова будет устанавливаться решением квалифицированного большинства глав европейских государств и правительств.
Тем не менее, правительственная коалиция Руаяль, в которую пошли социалисты, коммунисты, представители партии "зеленых", троцкисты и левые голлисты, выступила против "ультралиберального духа" конституции. В день референдума 69,01% французов сказали "нет". Тем самым проект европейской конституции окончательно провалился. Вопреки воле президента ее левые партии провели еще один референдум - о выходе Франции из валютного союза. Сторонники выхода победили, пусть даже их поддержало всего 52,68% избирателей. Вскоре после этого Франция первой вышла из валютного союза.
Двойное "нет" французов привело Европу в ступор и положило начало многолетнему периоду депрессии. Лишь в 2015 году Маркус Зёдер, преемник Меркель, воспользовавшись вступлением Турции в ЕС, дал новый толчок европейской интеграции. "Расширившаяся Европа оказалась сегодня слишком большой и разнородной для честолюбивых политических проектов, претендующих на успех, - заявил первый федеральный канцлер от ХСС в заявлении от имени правительства, сделанного по поводу вступления Турции. - Настоящая решимость в выборе единой судьбы объединила те страны, которые пользуются единой валютой. Евро - это естественный мотор для усиления политической интеграции".
Политико-оборонный союз старых европейцев
По сей день историки спорят, существовала ли между Зёнером и тогдашним британским премьером Гордоном Брауном секретная договоренность о превращении валютного союза в глубоко интегрированный политический союз. Во всяком случае, на следующий день после правительственного заявления Зёнера бывший шотландский евроскептик объявил о проведении еще в текущем году референдума о вхождении Великобритании в еврозону. Бульварная газета Мердока Sun (принадлежащая сегодня Gazprom Independent Media Group) пыталась разжигать страхи перед доминированием немцев в финансовом мире Великобритании и даже напечатала на первой странице портрет федерального канцлера в островерхом шлеме в сопровождении крупного заголовка - "Молниеносная атака гуннов на британский фунт". Тем не менее, 54,97% британцев отдали свои голоса евро.
В начале 2016 года во время германо-британских переговоров в Нюрнберге Зёнер и Браун представили план создания экономико-политического "Союза евро". В соответствии с ним члены еврозоны обязались проводить единую экономическую и налоговую политику, координировать и одновременно принимать национальные государственные бюджеты. Кроме того, создавался бюджет еврозоны с объемом в 12% ВВП Евросоюза. Швейцарец Георг Хютли, уполномоченный "Союза евро" по гармонизации налогообложения, также разработал положение о единой налогооблагаемой базе. С 2017 года главы государств и правительств во второй понедельник каждого месяца собираются на улице Noyau Dur (Noyau Dur - современная французская хип-хоп группа. - Прим. ред.) в Доме Верхофстадта в Брюсселе, где принимают все свои решения простым большинством. В 2024 году Франция вторично вошла в "Союз евро". Ее первая попытка вернуться в него провалилась, натолкнувшись на вето Великобритании и Польши.
"Союз евро" сначала подвергался резкой критике со стороны новых членов ЕС, таких как Турция, Украина и Белоруссия. "Это политико-оборонительный союз "старых" склеротичных европейцев, которые боятся, что новые динамичные члены отберут у них руководство Европой", - громко возмущался в 2019 году на весеннем саммите в Рейкьявике украинский президент Дмитрий Коновалов.
Однако достаточно скоро новые европейцы с востока и юго-востока Европы поняли, что им не нужно волноваться о своем месте и влиянии в содружестве. Причиной стал позорный отход войск США из Ирака в июне 2022 года. Через три месяца американцы вышли из НАТО. Затем ЕС и ООН поручили бывшему германскому канцлеру Герхарду Шредеру достичь с шиитскими, суннитскими и курдскими представителями Ирака соглашения по конституции, временному правительству и по итоговому статусу. С этой целью 78-летний Шредер воспользовался своим влиянием в мусульманском мире и в России. В итоге бывший канцлер предложил для Ирака статус протектората ЕС, который должен был гарантироваться военными силами нового члена ЕС Турции и партнера ЕС России. В свою очередь, он пообещал Москве безусловное вступление в ЕС в 2032 году. Шредер отмел возражения Польши, которая заявляла, что тем самым упразднятся Копенгагенские критерии демократии и рыночной экономики, действующие в отношении стран, желающих вступить в ЕС. "Мы не можем не считаться с реалиями нового мира, - сказал он. - Вступлению России в ЕС нет никакой разумной альтернативы". ЕС удалось избежать польского вето в отношении вступления России, создав в Варшаве Европейское агентство энергетической солидарности.
Членство России и Турции коренным образом изменило равновесие в ЕС. Эти страны с 154 и 96 миллионами жителей соответственно являются самыми многонаселенными в Европе, а их национальные экономики - крупнейшими в сообществе. Возможность вхождение в еврозону ни одна из них для себя не рассматривает. Ведь в отличие от стран, входящих в валютный союз, большая часть их внешней торговли приходится на страны, не являющиеся членами ЕС. Центральные банки в Москве и Анкаре согласуют свои решения с Европейским центральным банком, причем Москва недвусмысленно диктует ему финансовую политику. С октября 2049 года Европейский центральный банк, ни минуты не медля, утверждает российские решения по величине процентной ставки. Поэтому во время предвыборных кампаний во Франции постоянно подвергается критике "фанатичное стремление Москвы к стабильности", которая настаивает на твердом рубле вопреки конъюнктурной озабоченности мелких стран ЕС.
Диктат оси Москва-Анкара
С политической точки зрения новая расстановка сил тоже вызывает защитную реакцию. В последнее время в начале любого саммита ЕС президент России Панкратенко встречается за завтраком с турецким премьер-министром Бюлентом Эрарсланом. Этим недовольны, прежде всего, Германия и Франция, которые критикуют то, что там предрешаются самые важные решения саммита и что дело дошло до "диктата оси Москва-Анкара". Но вся критика смолкает, как только турецкий премьер-министр прохладно возражает, ссылаясь на то, что 70 лет назад то же самое практиковали бывший канцлер Германии Гельмут Коль и бывший президент Франции Франсуа Миттеран. "История ЕС показывает, что прогресс бывает только тогда, когда две сильнейшие страны отдают свои силы служению сообществу", - сказал Эрарслан.
Новое прагматичное поколение немецких политиков смирилось с подобной действительностью. Они поясняют, что их страна с 46 млн жителей - это такая же средняя европейской сила, как Нидерланды и Румыния. Сообщество, возглавляемое Россией и Турцией, гарантирует защиту в мире, который потрясают имперские настроения неоконсерваторов в Пекине. А тот факт, что один из 12 заместителей в военном комитете объединенного командования ЕС в Санкт-Петербурге представляет Германию, гарантирует ей участие в военных решениях. "Германия нашла свое место в большом союзе", - сказала федеральный канцлер Андреа Налез в своей речи, посвященной столетней годовщине Римского договора. За два года до этого представительница социал-демократов в свои 85 лет стала канцлером.