Станет ли президентство Дмитрия Медведева началом новой многообещающей главы в истории России? Спустя три недели после его победы на выборах мы все еще не можем ответить на этот вопрос. Медведев культивирует более привлекательный и понятный образ, чем тот, который предпочитал его предшественник Владимир Путин - выходец из рядов КГБ. Неясно, однако, какую роль будет играть 42-летний избранный президент, поскольку Путин в ипостаси премьер-министра намерен остаться влиятельной фигурой в Кремле. Российская политика всегда была тайной и загадочной - и сегодня это особенно заметно.
Опубликованное на этой неделе в The Financial Times интервью Медведева стало для него возможностью высказаться лично, и новоизбранный глава государства решил не упускать эту возможность. Медведев заявил, что намерен работать в "тандеме" с Путиным, но отметил, что управлять внутренней и внешней политикой будет самостоятельно. Он ясно указал, что станет защищать национальные интересы России за границей. Главное, однако, то, что в интервью он продемонстрировал серьезные амбиции в области политических реформ, а это заслуживает внимания со стороны Запада.
Медведев подчеркнул стремление установить в России верховенство закона, что достойно всяческой поддержки. В то же время это заявление может оказаться не связанным с дефицитом демократии в России, о котором говорят на Западе. Само слово "демократ" стало в этой стране ругательным после хаоса 1990-х годов, когда Борис Ельцин начал рывок к рыночной экономике.
Медведев говорил о необходимости создать работоспособную правовую систему с независимыми судами. Если эти планы - поистине колоссальные - удастся воплотить в жизнь, то они приведут к масштабным последствиям. Экономическая культура в России выйдет на новый уровень, удастся искоренить взяточничество и коррупцию. Кроме того, независимые суды станут благоприятной почвой для развития демократии, поскольку оппозиционные партии смогут защищать себя от нападок Кремля.
Многие, конечно же, сомневаются, что Медведев добьется успеха. Путин тоже начал свое пребывание у власти с обещания установить "диктатуру закона" - а в результате диктатуры оказалось больше, чем закона. Кроме того, испытанием для нового президента станут усугубляющиеся проблемы российской экономики. Замедление мирового роста может привести к снижению цен на энергоносители, а это крайне негативно скажется на нефтяных доходах России. Экономические трудности могут отнять у Медведева время.
В любом случае, Дмитрий Медведев стоит перед выбором. Если он сохранит верность своему плану по установлению верховенства закона - и даст отпор тем, кто желает, чтобы у Кремля была монополия на власть, - его избрание может стать для России началом нового этапа. Если же он сойдет с этого пути, его президентство станет упущенной возможностью, а единственным его достижением - укрепление безудержного авторитаризма Путина.
Также по теме:
Надолго ли хватит лояльности Медведева? (Обзор прессы)
Медведев предостерегает от расширения НАТО на восток (The Financial Times)