Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 марта 2008 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Надолго ли хватит лояльности Медведева?

Спустя три недели после избрания Дмитрия Медведева президентом России по-прежнему неясно, каких шагов ждать от будущего главы государства. Если он действительно исполнит свои обещания и укрепит судебно-правовую систему, это положит начало масштабным переменам и откроет новую главу в истории страны, считают иностранные аналитики. В то же время Медведев вряд ли сумеет сломать сложившийся порядок, признают газеты. Пока что "ассистент" Путина недостаточно силен, чтобы бросать вызов своему покровителю. Вот только надолго ли хватит его лояльности?

Своими недавними заявлениями Медведев продемонстрировал стремление к политическим реформам, пишет The Financial Times в редакционном материале. В недавнем интервью изданию избранный президент вновь подчеркнул намерение установить в России верховенство закона, и это достойно всяческой поддержки, признает FT. Если в стране действительно появятся независимые суды, то экономическая культура выйдет на новый уровень, удастся искоренить взяточничество и коррупцию, а оппозиционные партии смогут защищать себя от нападок Кремля.

Однако российская политика всегда была тайной и загадочной - и сегодня это особенно заметно, говорится в статье. Дмитрий Медведев стоит перед выбором. Если он сохранит верность своим либеральным устремлениям и даст отпор сторонникам монополии Кремля на власть, то его избрание может стать для России началом нового этапа. Если же он сойдет с намеченного пути, его единственным достижением окажется, по мнению газеты, укрепление "безудержного авторитаризма Путина".

Не стоит предаваться бесплодным мечтаниям и ждать от Медведева либерализации, считает The Washington Post. Предвыборная кампания преемника мало напоминала демонстрацию принципов демократии, да и его словам вряд ли стоит верить, указывает эксперт по России Маша Липман. Путин тоже неоднократно говорил о верховенстве закона, свободной прессе и демократических ценностях, но к концу его президентства разрыв между официальными заявлениями и реальностью достиг почти советского масштаба.

Пока Медведев обходится лишь общими словами. Он ничего не говорит о случаях притеснения оппозиции, о связи между политикой Путина и печальной ситуацией с судами и свободной прессой. Более того, Медведев занимал в президентской администрации один из высших постов, так что политика Путина - это и его политика, напоминает Липман. Стало быть, суды будут "независимы", а пресса "свободна" лишь до тех пор, пока они не вмешиваются в сферу государственных интересов.

Поэтому не стоит ожидать, что российское руководство выберет политическую либерализацию. Подлинное верховенство закона и подлинно независимая пресса подорвали бы самые основы режима, а Медведев не имеет возможности бросить вызов системе или ее создателю. Любые попытки модернизации еще более усилят напряженность в верхах, отмечает обозреватель The Washington Post. Исход возможного столкновения далеко не очевиден: могут победить как сторонники модернизации, так и консерваторы. Возможно, в результате Медведев и сумеет переродиться в независимого автора политического курса России - но сегодня он таковым не является, резюмирует журналистка.

Действительно, на столь высокий пост Медведева привела верность Владимиру Путину, пишет The American Spectator. Дмитрий Медведев стал правой рукой бывшего агента спецслужб еще в начале 1990-х, когда устроился на работу в администрацию петербургского мэра. Молодой человек нашел в Путине идеального наставника, а Путин сделал его своим верным адъютантом. Такое положение дел сохранилось до сегодняшнего дня и устраивало обоих. В результате Медведев дорос до положения, которое достижимо лишь для человека его преданности и его проницательности.

Путин знает, как извлечь пользу из услуг своего помощника. В отличие от своего босса, Медведев не наделен лидерскими качествами, и это на руку энергичному Владимиру Путину. Это не значит, что у Медведева нет амбиций. Просто он их очень хорошо скрывает, указывает автор статьи, политолог Джордж Уитман. Его мягкий стиль поведения легко списать на недостаток хитрости и жесткости - но это будет ошибкой.

Почему же Медведев при сложившихся обстоятельствах согласен занять, по всей видимости, номинальную должность, если его нынешняя позиция дает ему куда больше власти? Подобное распределение полномочий отвечает интересам Путина, объясняет эксперт. Медведев будет полезен ему как ассистент и как "добрый полицейский" в отношениях с США и Евросоюзом.

Тем не менее, многое по-прежнему неясно, признает Уитман. Будет ли Медведев занимать пост ровно столько, сколько нужно Владимиру Путину, чтобы вернуться еще на восемь лет? Или искушение властью заставит его использовать законные полномочия президента? Главный вопрос, по мнению аналитика, сводится к следующему: надоест ли когда-нибудь Дмитрию Анатольевичу быть "хорошим солдатом"?

Пока же Медведев копирует своего предшественника столь старательно, что порой их буквально невозможно отличить друг от друга, иронизирует The Daily Telegraph. В ходе недавнего визита в Москву президент Египта Хосни Мубарак заявил Путину: "Вы даже выглядите одинаково. Отправляясь на встречу с Медведевым, я увидел вас по телевизору и засомневался кто есть кто".

Некоторые независимые российские СМИ осмеливались делать аналогичные сравнения в прошлом, но сам Путин всегда старательно отвергал слова, будто его протеже - своего рода клон. С натянутой улыбкой, едва скрывая раздражение, президент попытался объяснить это и Мубараку: "Несмотря на внешнее сходство, наверняка у него (Медведева) будет собственный стиль".

Также по теме:

После Путина (The Wall Street Journal)



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru