Вчера проблемы компании BP в России усугубились: после спора о визах этот нефтяной гигант был вынужден отозвать 148 своих сотрудников, прикомандированных к TНК-BP - его совместному предприятию, зарегистрированному в Москве.
Опасения, что BP стала очередной жертвой продолжающейся борьбы за контроль между Кремлем и западными энергетическими компаниями, усилились, когда министерство внутренних дел РФ сообщило, что возбудило уголовное дело по подозрениям в крупномасштабном уклонении от уплаты налогов против бывшего подразделения TНК-BP.
В BP заявили, что конфликт по поводу виз коснулся высококвалифицированных технических специалистов - инженеров-нефтяников и управляющих хранилищами - граждан таких стран, как Великобритания, США, Китай и Германия. Пресс-секретарь компании в Лондоне сообщил, что большинство сотрудников предпочитает оставаться в России и ждать, пока конфликт разрешится, хотя им не разрешено работать.
Решение отозвать сотрудников было принято после того, как ввиду недавних поправок к законам BP столкнулась со сложностями при продлении виз, а на прошлой неделе в московском головном офисе TНК-BP прошел обыск и одному из рядовых сотрудников компании предъявили обвинения в промышленном шпионаже.
BP и российские правоохранительные органы уверяют, что между спором о визах и обыском либо обвинениями в неуплате налогов нет никакой связи, но совпадение этих событий во времени рождает тревогу, что за конфликтом, возможно, стоят политические мотивы.
BP владеет половиной акций TНК-BP, третьей по величине нефтяной компании в России. Другая половина принадлежит консорциуму олигархов - Михаилу Фридману, Виктору Вексельбергу и Лену Блаватнику. Договоренность, по условиям которой российские партнеры не имели права продавать свои акции, истекла в конце прошлого года, и высказывались предположения, что "Газпром", газовый монополист, контрольный пакет которого принадлежит Кремлю, хочет приобрести долю в TНК-BP.
TНК-BP заявила, что отзыв сотрудников - временная мера, принятая в связи с "неясностью их нынешнего визового статуса". Российские официальные лица сказали, что проблемы "существовали уже некоторое время и вызваны нарушениями российского миграционного законодательства. Некоторые сотрудники въехали в Россию по визам для бизнесменов, хотя для постоянного жительства и работы в стране требуется виза, дающая право на труд. Кроме того, имели место попытки получить визы на основе квот для других, "подставных" фирм, а это противозаконно". Проблема не коснулась еще около 40 высокопоставленных сотрудников TНК-BP, в том числе председателя правления Боба Дадли и главного управляющего Тима Саммерса, которые ранее работали непосредственно в BP.
МВД заявило, что расследует версию уклонения от уплаты налогов на сумму более 1 млрд рублей (213 млн фунтов) компанией "СИДАНКО", бывшим нефтяным подразделением TНК-BP, которое было ликвидировано в 2005 году после присоединения его активов к родительской компании. BP воздержалась от комментариев по поводу расследования.
На прошлой неделе к давлению на BP присоединился Росприроднадзор, начавший проверку на Самотлорском нефтяном месторождении TNK-BP. Проверкой руководит Олег Митволь, громогласный заместитель руководителя этого ведомства. Митволь также руководил проверками работ Shell по добыче газа на острове Сахалин в Восточной Сибири, где угрожал крупными штрафами; в итоге этой истории Shell лишилась контрольного пакета проекта и передала его "Газпрому".
С проблемами в России столкнулись и другие британские энергетические компании: так, нефтяная компания Sibir Energy утверждает, что у нее мошенническим путем отняли российские активы; в результате она подала иск о возмещении убытков против Романа Абрамовича, который продал "Газпрому" свой контрольный пакет в российском энергетическом гиганте "Сибнефть" за 13 млрд долларов.
Отношения между Великобританией и Россией уже много лет не были такими плохими, как сегодня, хотя избранный президент Дмитрий Медведев, председатель совета директоров "Газпрома", утверждает, что проблемы вокруг TНК-BP не имеют политической подоплеки.
На совместном предприятии заняты 66 тыс. человек, оно само по себе является крупной нефтегазовой компанией. По данным на конец 2006 года оно добывало 1,7 млн баррелей нефти в день и располагало запасами в 7,8 млрд баррелей, что эквивалентно запасам любой крупной транснациональной нефтяной компании.
Также по теме:
Картина обычная - "biznes" как "бизнес" (The Wall Street Journal)