По мнению автора статьи, с начала бомбардировок Чечни до прихода российских войск к Грозному политику Кремля в отношении мятежной республики определяли "ястребы". Любые разговоры о компромиссе, отступлении или переговорах с повстанцами с ходу отвергаются Москвой, где военные методы урегулирования конфликта пользуются поддержкой подавляющего большинства политической элиты и общественности.
Однако кремлевские обитатели и эксперты по Чечне - которые заглядывают дальше выборов - полагают, что Россия все глубже увязает на Северном Кавказе. По их мнению, может настать такой момент, когда Владимиру Путину - главному "ястребу" - для начала переговоров придется искать какой-то предлог, который позволил бы ему сохранить свое лицо.
"В настоящее время инициатива находится в руках Москвы. Если она сочтет нужным начать переговоры, она может сделать это хоть сегодня, через пять минут",- считает эксперт по Чечне московского Карнеги-центра Алексей Малашенко.
По его словам, вопрос в том, в какой момент политики и генералы захотят остановиться и объявить о завершении маленькой победоносной войны.
А.Малашенко считает, что взятием Грозного война не закончится. Предстоит долгая война в горах, которая приведет к серьезным потерям и недовольству со стороны общественности.
"У политиков и генералов есть две причины, чтобы остановить боевые действия. Из политических соображений им нужно объявить о победе. Кроме того, им необходимо сделать паузу на период зимних холодов",- отмечает он.
В последние дни в Москве начали высказываться различные предложения о прекращении войны и начале переговоров, - отмечает автор.
Так, информационный магнат Борис Березовский предложил план мирного урегулирования чеченского конфликта из семи пунктов. "Наступило время для начала политических переговоров",- считает он.- "Правительство и администрация президента должны поменять приоритеты и настоять на необходимости политического урегулирования конфликта."
Лидер Яблоко Григорий Явлинский предложил свой мирный план из шести пунктов. "Генералы говорят об окончательной победе в Чечне, однако это совершенно недостижимая цель, которая может обернуться для страны катастрофой",- заявил он.
Со своей стороны Владимир Путин неожиданно заговорил об амнистии большей части чеченских боевиков, которых он обычно называет террористами и бандитами.
Тем временем Россия освободила из тюрьмы одного из чеченских лидеров Беслана Гантамирова. Быший мэр Грозного, отбывавший в России срок за растрату государственных средств, на этой неделе заговорил о том, что при поддержке Москвы может стать новым президентом Чечни.
По мнению автора, подобный выбор Кремля свидетельствует о его несерьезном подходе к чеченской проблеме, а также о том, что Москве не так просто найти лояльного чеченского лидера. Почти нет никаких сомнений, что Гантамиров исчезнет с политической сцены, как только отпадет надобность в его услугах.
Еще одним признаком нежелания России идти навстречу чеченцам является тот факт, что представитель президента Масхадова в российской столице Шарип Юсупов исчез из Москвы.
По словам чеченца Мурата Албастова, который имеет хорошие связи в Москве, Масхадов постоянно сигнализирует о готовности начать переговоры, но здесь об этом никто не хочет слышать.
Как отметил бывший советник Ельцина по Чечне Эмиль Паин, Кремль и военные полагают, что одерживают победу в Чечне, однако в действительности они просто мстят за унижение, которому подверглась Россия в прошлой войне.
"Российская армия не может выиграть эту войну, а идея контролировать всю территорию Чечни является безрассудной и очень опасной",- полагает он. По мнению Паина дальнейшие боевые действия могут привести к большим потерям среди российских солдат.
Однако царящие в Москве воинственные настроения не дают повода надеяться на достижение компромисса. Совсем скоро предстоят парламентские выборы и почти вся российская политическая элита оказывает поддержку Путину, требуя продолжения операции в Чечне.
И тем не менее, предложения Березовского и Явлинского - равно как и заявление Путина по поводу возможной амнистии позволяют говорить о возможности политических переговоров, если лидеры чеченских боевиков (Басаев и Хаттаб) уедут за границу, - заключает автор.