Российские правозащитники выражают сдержанный оптимизм по поводу того, что следствие, которое будет проводиться по распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева, сможет выявить правду о загадочной смерти в СИЗО на прошлой неделе юриста Сергея Магнитского, пишет The Christian Science Monitor.
Смерть Магнитского, наступившая предположительно вследствие токсического шока и острой сердечной недостаточности, вызвала необычайное общественное негодование, так как его судьба, похоже, была предрешена, когда он выступил против знакомой любому россиянину коррупции и злоупотребления чиновниками своими полномочиями, отмечает автор статьи Фред Уэйр.
"Медведеву пришлось действовать, потому что недовольство в обществе было слишком велико, - утверждает Евгений Ихлов, эксперт общественного движения "За права человека". - Смерть Магнитского перечеркнула все, что говорил и писал Медведев о необходимости создания государства, основанного на принципах прав человека и законности в России. Все выглядит так, будто это пустые слова".
Будучи партнером в московской юридической фирме Duncan Firestone, Магнитский представлял Уильяма Браудера, главу инвестфонда Heritage Capital. Власти обвинили Браудера, который ныне живет в Лондоне, в уклонении от налогов в 2002 году на сумму 3 млн долларов.
Дело об уклонении от налогов было возбуждено после того, как Браудер обвинил высокопоставленных представителей правоохранительных органов в причастности к хищению почти 230 млн долларов из государственных фондов.
Магнитский, защищая интересы Браудера по делу о коррупции, дал показания против двух высокопоставленных представителей правоохранительных органов, проводивших в 2007 году обыск в московском офисе Hermitage. Один из них входил в следственную группу, арестовавшую Магнитского в ноябре 2008 года по обвинению в причастности к уклонению от налогов.
"Это очень непростое дело, потому что почти на каждой своей стадии оно содержит убедительные свидетельства правонарушений со стороны властей", - утверждает Эллисон Джилл, директор московского отделения Human Rights Watch.
"Медведев должен реагировать на это, потому что это важно на многих уровнях, и он сделал борьбу с коррупцией своим приоритетом", - добавила она.