Израиль, Египет и "Хамас" боятся Ирана и его агентов - движения "Исламский джихад" - в секторе Газа
В реальности отношения "Хамаса" с Ираном стали довольно напряженными, уверяет обозреватель The Times of Israel Мич Гинзбург. По мнению ряда экспертов, именно поэтому Израиль, Египет и "Хамас", одинаково обеспокоенные могуществом "Исламского джихада" в секторе Газа, на прошлой неделе договорились о прекращении огня.
"Иран использует "Исламский джихад", чтобы попытаться взять власть в Газе. "Хамас" боится их больше, чем нас", - сказал Эйтан Мейр, сотрудник Institute for Counter-Terrorism (Израиль). На взгляд Мейра, у Израиля, Египта и отчасти "Хамаса" есть общие интересы - "не допустить присутствия агентов Ирана у нашего порога".
Автор также полагает, что полномасштабное вторжение Израиля в сектор Газа ослабило бы власть "Хамаса" и создало бы благоприятные условия для "террористических организаций типа "Исламского джихада".
"Хамас" и Иран, несмотря на разницу в направлениях ислама, много лет сотрудничали, объединенные желанием уничтожить государство Израиль. Но после "арабской весны" значение религии и национальности на Ближнем Востоке увеличилось, а акцент на государственных интересах ослабевает.
Конфликт суннитов с алавитским режимом в Сирии - вот что нанесло сильнейший удар по альянсу "Хамаса" с Ираном, считает обозреватель. Лидер "Хамаса" Машаль в январе перебрался из Сирии в Катар, враждующий с Ираном. Тегеран расценил это практически как путч, говорит палестинский активист Бассем Эйд.
"Стоит убрать Дамаск из оси "Иран-Сирия-"Хамас", и никакой оси уже не будет", - полагает Арие Ливне, в прошлом высокопоставленный сотрудник израильской спецслужбы "Шин Бет".
Между тем в октябре эмир Катара посетил сектор Газа и пообещал крупную гуманитарную помощь. По мнению автора, в будущем году отношения "Хамаса" с Ираном подвергнутся новым испытаниям, так как Тегеран близится к созданию ядерного оружия. Запад потребует от "суннитских государств", включая Египет и Катар, решительной поддержки.
В конечном итоге борьба за контроль над Ближним Востоком идет между Ираном и Египтом, считает Ливне. А "Хамас", идеологически близкий к египетским "Братьям-мусульманам", не желает быть марионеткой Ирана.