"Несмотря на глубокие разногласия в Сирии, у Эрдогана и Путина есть проверенный опыт сотрудничества в сфере взаимных интересов. Турция наотрез отказалась присоединиться к западным санкциям против Москвы и вместо этого занялась поиском возможностей расширить присутствие на российском рынке в надежде отчасти восполнить за счет России зияющий внешнеторговый дефицит. У лидеров этих стран даже стиль похожий: "двое рассерженных мужчин на границах Европы - громкие, гордые, попробуй проигнорируй", как выразился один из колумнистов The Guardian, - отмечает Димитар Бечев в Foreign Policy. - Однако после того, как в среду Турция сбила российский бомбардировщик Су-24, мир ждет, не начнут ли эти два лидера-мачо настоящую драку. Обе стороны перешли к громким заявлениям". В частности, Эрдоган "осуждает российские авиаудары по населенным туркменами регионам на северо-западе Сирии", уточняет Бечев.
"Это давнее недовольство. Высшее руководство Анкары давно возмущается бомбежками туркменских деревень по сирийскую сторону границы. В прошлую пятницу эту проблему затронул премьер-министр Ахмет Давутоглу. Однако прямое противостояние между турецкими F-16 и российскими самолетами выводит напряженность на новый уровень. Послы стран НАТО, собравшиеся в Брюсселе по просьбе Турции, выразили солидарность с ней", - говорится в статье.
"Неужели кризис вырвется из-под контроля? Как бы не так. Москва и Анкара поддерживают мирные отношения с тех пор, как подписали Брест-Литовский мирный договор в 1917 году, и я бьюсь об заклад, что они не пожертвуют миром. Будет много поигрывания мускулами, но военные столкновения не отвечают интересам ни одной из сторон, - убежден Бечев. - У Эрдогана есть основания показать зубы и попытаться проучить Путина. Турция не в том положении, чтобы помешать начинающимся политическим переговорам о Сирии. 26 ноября французский президент Олланд отправляется в Москву, чтобы продолжить процесс. И все же Анкара сделает все, чтобы расквасить нос России, - лишь бы сохранить лицо. В то же время у Путина и Эрдогана множество поводов не дать ситуации выйти из-под контроля".
"Даже если Турция и Россия не друзья (сегодня они, похоже, далеки от этого), две страны хорошо друг друга понимают. К чему приведет сегодняшняя ситуация, зависит от Эрдогана и Путина. При их склонности использовать международную политику, чтобы порадовать свой электорат, эти два лидера вполне могут продолжить свое представление - недолго. Но после обязательных воинственных вспышек разумно будет перейти к деэскалации конфликта", - полагает автор.
"Приоритет Путина - по-прежнему "сердечное согласие" с Западом, а не открытие дополнительных фронтов. Эрдоган, переполненный уверенностью после триумфа на выборах 1 ноября, заработал очко под конец боя и напомнил всем, включая Кремль, что Турция имеет значение. Однако, какая стратегия может принести турецкому президенту победу в Сирии, остается только гадать", - резюмирует Бечев.