Условия переговоров обговариваются с представителями Масхадова
Первым, уже почти достигнутым результатом американской антитеррористической операции будут новые российско-чеченские мирные переговоры. Еще до конца октября чеченский посредник Ахмед Закаев и представитель российского президента по южному федеральному округу Виктор Казанцев собираются встретиться в Москве. Одновременно генерал Вячеслав Тихомиров заявил, что теперь в Чечне больше не будет проводиться крупных армейских операций с участием артиллерии и военной авиации, будут проходить только отдельные акции по захвату боевиков.
Военные уходят, на их место приходят милиционеры
Военные уходят, на передний план выдвигаются милиционеры и политики. Тем самым частично выполняются требования Владимира Путина, которые он выдвинул в своем телевизионном обращении перед последней поездкой в Германию: переговоры о разоружении, интеграция боевиков в мирную жизнь и изоляция зарубежных покровителей террористов. Пока еще неясно, кто, с кем и о чем будет говорить в Москве и чем считать эту встречу ? "переговорами" или "разговорами".
Кроме того, уже озвученные заявления крайне противоречивы. Виктор Казанцев рассказал, что Закаев позвонил ему в Грозный и попросил его об организации встречи в Москве. Вести переговоры не о чем, считает Казанцев, можно говорить только о разоружении боевиков и их интеграции в политическую жизнь.
Закаев же заявил, что речь шла об определении формы переговоров, и поднималось множество вопросов - от окончания войны до возвращения беженцев, а также обсуждались политические и экономические проблемы. Представитель Кремля Сергей Ястржембский объяснил, что предстоящая встреча ни в коем случае не является началом нового диалога между Москвой и Грозным.
Промосковски настроенный глава администрации Чечни Ахмад Кадыров заявил даже, что все это является попыткой чеченского президента Аслана Масхадова выдать встречу за переговоры, поскольку Масхадов стремится создать видимость равноправных переговоров. Фактически же можно говорить только о месте, времени и условиях разоружения.
Тем не менее, предстоящая официальная встреча представителей Путина и Масхадова, первая с момента начала войны, кажется, будет шагом к разрешению конфликта. Встреча, ставшая возможной благодаря политическому повороту в США и Европе. Федеральный канцлер Германии Герхард Шредер гарантировал Путину в Берлине сдержанное отношение к чеченскому конфликту.
Представитель президента США Джорджа Буша согласился с Владимиром Путиным в том, что все чеченские политики и боевики должны немедленно прекратить любые контакты с международными террористическими организациями. С терроризмом в Чечне, по его словам, необходимо покончить, но конфликт между мятежной республикой и Россией может быть разрешен только политическими средствами. Такой поворот в позиции Запада - это совершенно новый фактор в ситуации. А то, что в Чечне в военном плане сложилась патовая ситуация, выход из которой может быть только политическим, было понятно уже несколько месяцев тому назад.