Коалиция левых и правых против Партии труда Успаских?
После некоторого ухудшения позиции Партии труда в литовском парламенте в результате второго тура выборов в Вильнюсе начался поиск прочной правительственной коалиции. Социал-либеральный союз премьер-министра Бразаускаса и окрепшие правые не хотят допустить формирования правительства Партией труда Виктора Успаских.
В выходные новой звезде на политическом небосводе Литвы, Виктору Успаских, пришлось несколько умерить свои амбиции. Партия труда Успаских, основанная только в прошлом году, после подведения итогов второго тура получила гораздо меньше мандатов, чем ожидалось, и осталась без долгожданного большинства. Таким образом Вильнюс подошел к созданию коалиций, и премьер-министр Бразаускас неожиданно получил желанную возможностью сыграть важную роль в начинающихся переговорах. У президента Адамкуса есть две недели, чтобы назначить премьер-министра и поручить ему формирование правительства.
Сильный правый блок
Партия труда в литовском парламенте, насчитывающем 141 депутата, имеет 39 мандатов. И хотя тем самым она оказалась самой сильной партией, но то обстоятельство, что обе правые партии, "Союз родины" Андрюса Кубилиуса и "Союз либералов и центра" Артураса Зуокаса, после второго тура сильно прибавили и теперь вместе имеют 43 мандата, сильно ударило по амбициям Успаских.
Положение настолько неопределенное, что даже социал-либеральная коалиция бывшего коммуниста и умелого тактика Бразаускаса, которая должна довольствоваться скромными 32 местами, снова может рассчитывать на возможность вхождения в правительство. Но не только она; еще и либерал-демократы, которые получили 11 мест, и "Новые демократы" (10 мандатов) - все они получат слово на предстоящих переговорах.
Когда переговоры в Вильнюсе закончатся, никто не знает. Пока складывается впечатление, что Бразаускас вместе с правыми партиями попытается образовать широкую коалицию, выходящую за идеологические границы. Он предчувствует, сказал в понедельник Бразаускас, что никакой коалиции с Партией труда Успаских не будет. Однако, как поведут себя социал-либералы Бразаускаса и правые, это другой вопрос. Хотя между ними существует много общего - и те и другие выступают за ЕС и ускоренную западную интеграцию, а деловой мир, который, конечно, обрадуется усилению правых, поскольку не имел плохого опыта и с прежней правительственной коалицией: такого экономического бума, как в Литве, не наблюдается ни в одной другой стране, входившей ранее в состав Советского Союза. Однако коалиция на таком широком идеологическом пространстве может оказаться хрупкой. Правые и бывшие коммунисты, сплотившиеся вокруг Бразаускаса, чужды друг другу.
Неожиданный успех Паксаса
Успаских не сдается. Для начала он предложил вступить в его коалицию Прунскине, которая прежде была премьер-министром и чья Крестьянская партия апеллирует практически к тому же электорату, что и Партия труда. Это был бы самый крупный блок, сказал Успаских в понедельник, и он готов представить его Адамкусу.
Непосредственно после объявления результатов второго тура Успаских казался, скорее, разочарованным и заявил средствам массовой информации, что он может также остаться в оппозиции. Конечно, по-прежнему не исключено сотрудничество между левоцентристской коалицией Бразаускаса и Партией труда. Идеологически это был бы намного более гармоничный союз, чем шпагат, на который премьер-министр хочет сейчас сесть вместе с правыми партиями.
Успаских уже заявил о своей готовности к переговорам. То, что Бразаускас примет подобное предложение, исходя из нынешнего положения вещей не слишком вероятно. Однако, отстранить самую сильную партию от формирования правительства будет не так легко. Такой шаг мог бы усилить в стране и без того явное недовольство политикой.
Неожиданный триумф ожидал в понедельник отправленного весной в отставку президента Литвы Роландаса Паксаса. Вильнюсский суд снял с него обвинение в передаче государственной тайны российскому бизнесмену Юрию Борисову. Борисов финансировал избирательную кампанию Паксаса и за это удивительно быстро получил литовское гражданство. Этот вердикт ничего не меняет в ситуации с импичментом, так же как и решение Конституционного суда, по которому Паксасу запрещено когда-либо снова занимать любой высокий пост.