Марат Гельман умеет держать удар. Недовольство художниками, чьи работы выставляются в его галерее, как и выставкой "Россия-2", Гельман, бывший кремлевский политтехнолог, воспринимает как пиар. Однако то, что случилось в выходные на тихой московской улице, потрясло даже его. Десять молодых людей ворвались в его галерею, разгромили выставку художника Александра Джикии и избили Гельмана. Разговор об искусстве, насилии и "врагах русского народа".
- Вам уже лучше?
- Голова еще тяжелая, но в остальном все нормально. Конечно, выгляжу я не лучшим образом: у одной журналистки, когда она меня увидела, из рук чуть ни выпал карандаш.
- Прокуратура возбудила уголовное дело. Как вы предполагаете, связано ли нападение с нынешней антигрузинской кампанией? Ведь Александр Джикия - грузин.
- Искусство Джикии полностью вне политики, его картины очень индивидуальны, его вдохновляет Даниил Хармс. Нет, его картины - это только предлог для нападения.
- Это означает, что у погромщиков была одна цель - Марат Гельман?
- Безусловно. И нападение было очень точно рассчитано. Двух моих сотрудниц заставили встать лицом к стене, и погромщики стали молча срывать со стен картины. Затем они набросились на меня. Похоже, это им было не впервой. Я полагаю, что это были правые, скинхеды, правда, на них были маски, но были и типичные тяжелые черные ботинки.
- Вы говорили, что скандал для искусства - это замечательная реклама.
- В данном случае это не скандал, тут присутствует новое качество. Целью было посеять страх, запугать людей.
- Вас можно запугать?
- Нет. Испорченные рисунки Джикии мы можем восстановить, две картины он отреставрирует. И мы сделаем новую выставку. Но галерея будет охраняться так, как только может охраняться галерея.
- Накануне инцидента российская таможня конфисковала 11 картин из вашей галереи, которые лондонский галерист Мэтью Боун собирался выставить в Англии. В частности, работы группы "Синие носы". На одной из них изображена террористка-смертница во фривольно задранной юбке, на другой - трое полуголых мужчины в масках Буша, Путина и бен Ладена. Есть ли связь между двумя этими происшествиями?
- Тогда кто-то должен был запланировать обе акции, я в это не верю. Но таможенники и погромщики отравлены одним и тем же воздухом, одной атмосферой нетерпимости. Они ненавидят современное искусство, они ненавидят все, что не такое, как они. Нельзя сказать, что это идеология правящей власти, но она создает атмосферу, в которой подобные настроения ширятся. Раньше правые давали себе волю только на кухнях, теперь они открыто говорят о своих намерениях, у них даже есть тренировочный лагерь.
- И они выкладывают в интернете списки "врагов русского народа". В одном из них - ваша фамилия.
- Мне об этом известно. Наверное, эти списки существуют уже давно. Я же впервые услышал о них весной, когда Николай Курьянович из ЛДПР, партии Жириновского, опубликовал свой список.
- В этих списках есть фамилии политиков, правозащитников, олигархов, писателей, например Владимира Сорокина, а также убитой журналистки Анны Политковской. Вам не страшно?
- К таким вещам нельзя относиться легкомысленно. Это серьезно.