Благодарю вас, Елена Боннер-Сахарова и Анна Политковская! Эти две выдающиеся женщины раскрыли мне глаза: Михаил Ходорковский, бывший всемогущий хозяин ЮКОСа, главного нефтяного концерна России, более не бизнесмен, вызывающий зависть своими успехами, а политзаключенный, уже четыре года сидящий в сибирской глуши, осужденный и вновь судимый (пока смерть не освободит его?).
Во Франции так сложилось, что служители пера и деловые люди не особо симпатизируют друг другу. С какой стати вставать на защиту промышленного магната, от которого поспешили отречься его коллеги по цеху? Капиталисты всех стран, объединяйтесь? Как бы не так! После распада Советского Союза Всемирный банк и президент США Билл Клинтон одобрили приватизацию в России, которую Ельцин поощрял во имя наконец-то обретенной свободы рынка. Действительно, на рубеже веков некоторым нечистым на руку персонажам удалось обогатиться, но не за счет обескровленных по милости "диктатуры пролетариата" пролетариев, а за счет коммунистических руководителей, слишком обрюзгших, чтобы защищать свой кусок пирога.
Попытаемся разобраться. В путинских баснях с одной стороны располагаются "олигархи", подонки, аферисты, с другой - рыцари из правительства на белых конях, борющиеся с мошенниками. Эти праведники, разумеется, не раздают народу богатства, которыми он никогда не обладал. Путин - не Робеспьер и не Элиот Несс, он совсем не похож на Неподкупного, чистящего Авгиевы конюшни. Он заведовал доходными сделками и прибыльными трансферами мэрии Санкт-Петербурга, а затем и кремлевской администрации. Он, похоже, фантастически обогатился (в Москве поговаривают о миллиардах евро). Он покрывал злоупотребления семьи Ельцина. За это его избрали руководить Россией.
Деловая Москва поразительно напоминает Чикаго 30-х годов, где свирепствовал Аль Капоне со своими людьми. Что ни день, то День святого Валентина: шантаж, взятки, убийства, незаконные аресты; разные кланы спецслужб, забыв о приличиях, грызутся за добычу. Разумеется, российские власти не хотят ликвидировать олигархов, но они отбирают "хороших", послушных и избавляются от "плохих", непокорных. Последних наказывают, их кубышку отбирают и отдают товарищам из ЧК (ФСБ).
Не в обиду будет сказано нашим суверенистам и наивным антиглобалистам, но такой естественный отбор не имеет никакого отношения ни к эгалитарной антилибералистской борьбе, ни к борьбе с капиталом. Этой иллюзией тешит себя только слепой. Сегодня Россия - это царство коррупции, где, несмотря на баснословные природные богатства или из-за них, 50% населения живут за чертой бедности, а бесполезные рты обречены на исчезновение. Смертность растет, а власть ничего не может с этим поделать. Михаил Ходорковский обеспечил бесчисленному множеству работников ЮКОСа лучшие условия труда в России. Тем хуже для него.
Крупный предприниматель не устраивал вертикаль власти по трем причинам. Во-первых, он поставил под сомнение медийную вертикаль власти. Благодаря благотворительности своего фонда "Открытая Россия" он приобрел популярность. Во-вторых, Михаил Ходорковский противился политической вертикали власти. Кремлевская партия "Единая Россия" не терпит сильных оппонентов. Неблагонамеренный олигарх поддерживал либеральные и демократические партии. И, наконец, самый страшный грех: он вносил беспорядок в экономическую вертикаль власти. "Реструктуризация" по-кремлевски подразумевает концентрацию прибыльных отраслей экономики вокруг монополий. Самые яркие примеры - "Газпром" в газовой сфере и "Роснефть" (а, возможно, скоро и "Газпром") - в нефтяной. Аналогичная концентрация происходит в аэронавтике, добыче никеля и редких металлов. Все прибирается к рукам на благо "корпорации Путина", единолично осуществляющего политическое, военное и экономическое руководство страной.
Другой, не последний по значимости, вопрос - "великая" внешняя политика. В 2005 году, когда "оранжевая" Украина освобождается от ее опеки, Россия ей недвусмысленно угрожает и повышает цены на нефть и газ, а затем делает новогодний подарок, перекрывая краны. Так же она поступает с "Грузией роз", вечно испытывающей на себе российские капризы и эмбарго.
Когда зароптали Польша и прибалтийские государства - члены ЕС, был запущен проект строительства российско-германского балтийского газопровода Шредера-Путина: он обходит стороной непокорные Украину, Польшу и страны Прибалтики, наказанные за свою независимость. Страны Центральной Европы, некогда входившие в организацию Варшавского договора, на 90% зависят от российских энергопоставок, их легко запугать. Неужели Кремль стремится организовать нечто вроде ленд-лиза наоборот? В годы Второй мировой войны Соединенные Штаты направляли помощь в Россию. Сегодня целью является отправка газа в Америку через Мурманск. Россия ищет способы шантажировать Запад.
Такая "великая" вредоносная политика требовала уничтожить ЮКОС. Компания была игроком-одиночкой на высшем уровне, а ее хозяин не подчинялся приказам. ЮКОС, ставший помехой во внешней и внутренней политике, был ликвидирован. Обладая рыночными средствами блокировки действий российских властей, Ходорковский выступал против захвата всех нефтяных и газовых ресурсов и тем самым лишал Путина его главного оружия против Запада.
Судьба Михаила Ходорковского служит отрицательным примером строптивым предпринимателям, подобно тому, как Чечня должна припугнуть российский народ. Разрушенный Грозный - воспитательный аргумент, адресованный всем гражданам Российской Федерации: "Вот что случается с народами, которые слишком любят свободу!"
Тюремное заключение Михаила Ходорковского - урок элитам: "На колени!" Убийство Анны Политковской - предупреждение излишне любопытным журналистам. Отравление полонием Литвиненко должно убедить бывших агентов КГБ держать язык за зубами. Агония адвоката Трепашкина в тюрьме - предостережение его коллегам... Все эти послания - одного поля ягоды.
Несмотря на угрозы, Михаил Ходорковский не бежал, он предпочел защищать себя в России. Мы недооцениваем его личность и роль, которую он может сыграть в своей стране. Чтобы понять это, надо вспомнить Сахарова. Помню, как Елена Боннер, его вдова и мой друг, комментируя встречу Путина в Кремле с крупнейшими олигархами, сказала: "Когда появился Ходорковский, я подумала: этот слишком умен и слишком уверен в себе, смел и безрассуден, он за это заплатит".
Конечно, Ходорковский тоже не белый и пушистый. Не был таким и Сахаров: ведь это он создал советскую водородную бомбу. Но, осознав, какое угнетение и рабство окружают его, он защищал диссидентов и противостоял красной диктатуре. Ходорковского - предпринимателя из предпринимателей - отвергла вернувшаяся в страну автократия. Многие русские, в том числе и Анна Политковская, говорили мне: он был богат, и это вызывало недоверие простого народа, но в России, "если ты идешь на каторгу и не покоряешься, ты очищаешься в глазах общественного мнения". Сопротивление Михаила Ходорковского, находящегося в полном одиночестве, делает его великим оппозиционером наряду с Гарри Каспаровым и Владимиром Буковским.
Андрэ Глюксманн - философ