Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 октября 2017 г.

Эндрю Э.Крамер | The New York Times

Некогда закрытый и репрессивный Узбекистан открывается миру

"Мухаммад Бекджанов, которого часто называли журналистом, дольше всех в мире находившимся в заключении, провел 18 тяжелых лет в одной из самых печально известных тюрем Узбекистана: одно из ее прозваний - "Прощай, молодость", - пишет корреспондент The New York Times Эндрю Э.Крамер.

"Меня обвинили в оскорблении президента Каримова", - рассказывает он. В тюрьме Бекджанов частично потерял слух и заразился туберкулезом.

И все же, несмотря на годы страданий и лишений, Бекджанов стал неожиданным вестником радикальных политических и экономических перемен в сегодняшнем Узбекистане, которые начались после смерти Ислама Каримова в прошлом году, - движения, которое иногда называют "узбекской весной", пишет автор статьи.

"На данный момент правительство расширило полномочия избираемых на местах советов, провело встречи с правозащитниками и этой осенью освободило тысячи учащихся от обычной каторжной работы по сбору хлопка на государственных полях за мизерную плату или вообще бесплатно. Оно также пошло на послабления для политической журналистики, разрешив несколько ток-шоу на телевидении в прямом эфире", - говорится в статье.

Многие политические обозреватели застигнуты врасплох - не в последнюю очередь из-за человека, который руководит этой повесткой: президент Шавкат Мирзиёев - бывший советский аппаратчик, и он провел 13 лет на посту премьер-министра при Каримове.

"Это момент надежды, - говорит исследователь из организации Human Rights Watch Стив Свердлоу. - Сейчас вопрос состоит в том, насколько это закрепится и структурируется".

"Некоторые усматривают в происходящем лишь отвлекающее заигрывание с либерализмом, которое имеет целью обмануть международных наблюдателей, настолько, чтобы добиться снятия торгового эмбарго на хлопок - главный предмет экспорта страны", - отмечает автор.

Тем не менее, если оттепель продолжится, она может перекроить политическую карту Центральной Азии. Через Узбекистан проходит важный путь снабжения военных операций США в Афганистане, он является потенциальным торговым партнером Афганистана и перевалочным пунктом сухопутной торговли между Китаем и Европой, рассуждает Крамер.

"Как далеко продвинется с реформами нынешнее руководство, мы не знаем", - говорит Шон Робертс, профессор международных отношений Университета Джорджа Вашингтона (США). Одним из мотивов Мирзиёева он считает тяжелые экономические проблемы. Узбекистан с населением в 34 млн человек и высоким уровнем рождаемости не способен обеспечить достаточное количество рабочих мест для подрастающего поколения.

"Экономические проблемы заставили его принять решение о том, что им нужно потихоньку демонтировать систему Каримова, - полагает эксперт. - Возможно, они хотят провести достаточно реформ, чтобы либерализовать свою экономику для иностранных инвестиций, не либерализуя при этом политическую сферу".

Бекджанов сейчас наслаждается новообретенной свободой, и, по его словам, не держит ни на кого зла. Если реформаторы восторжествуют в том, что он считает борьбой с нереформированным аппаратом безопасности, то, по его словам, Узбекистан может войти в эпоху настоящих перемен.

Но Бекджанов не собирается возвращаться к журналистике, передает корреспондент. Вместо этого он сейчас пишет книгу, которую назовет "Прощай, молодость".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru