Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 сентября 2003 г.

Сьюзан Б. Глассер | The Wall Street Journal

Российскую политику формируют бывшие агенты спецслужб

Смоленск. Генерал-майор Виктор Маслов обеспечивал безопасность здешней атомной электростанции со стороны КГБ. Он много лет проработал в являющейся преемником КГБ Федеральной службе безопасности, борясь с волной зверских убийств, захлестнувшей город в 1990-е годы. Сегодня он, как и ветеран КГБ Владимир Путин, стал политиком.

Избранный в прошлом году губернатором этой бедной области, генерал Маслов быстро применил методы, которые, по словам его критиков, несут на себе печать КГБ. Он уволил сотрудников местной администрации, посадил на ключевые посты людей из спецслужб, взял под контроль местные СМИ и объявил войну репутации Смоленска как криминального центра.

В путинской России люди из КГБ сплошь и рядом занимают посты в органах гражданской власти и формируют свою политику по образу и подобию президентской. Бывшие коллеги Путина по КГБ сегодня становятся губернаторами, высокопоставленными министерскими чиновниками и представителями президента в количествах, невиданных в постсоветской России.

Подобно генералу Маслову, многие из них в политике грубияны. В ходе избирательной кампании Маслов приказал подслушивать разговоры своего соперника, тогдашнего губернатора Александра Прохорова. Спустя год бывший заместитель Прохорова провел несколько месяцев в следственном изоляторе ФСБ в связи с обвинениями в коррупции, а сам Прохоров находится под следствием по другому делу, которое расследуют люди Маслова.

В одном из интервью Маслов выразил недовольство тем, что российские суды не могут преследовать преступников, как в 1937 году, добавив, правда, что "это неприемлемо" для новой России.

Возвышение так называемых силовиков является главным аспектом того, что Путин называет "управляемой демократией". По данным социолога Российской академии наук Ольги Крыштановской, сегодня ветераны спецслужб и армии занимают 25% высоких постов в стране, тогда как при Борисе Ельцине этот показатель составлял 11%, а при последнем советском лидере Михаиле Горбачеве 3%. Многие, подобно Путину, с гордостью называют себя "чекистами".

"Мы наблюдаем эффект снежного кома, порожденный клановой структурой власти в России. Например, Путин приводит с собой во власть 10 агентов ФСБ, каждый из них приводит еще 10, и так далее, - заявила Крыштановская. - Это братство чекистов".

Ее исследование показывает: когда Путин создавал группу представителей президента в российских регионах, пять из семи пришли из армии или спецслужб, равно как и 70% набранных ими сотрудников.

Меньше видны еще сотни силовиков, в том числе 35% заместителей министров, назначенных за время пребывания Путина у власти. Сегодня генералы ФСБ правят Ингушетией и Воронежской областью.

"Эти люди приходят к власти повсюду, - сказал Николай Петров, эксперт по российской политике в Московском центре Карнеги. - С ними приходят ментальность и методы, которые они считают уместными, а эти методы являются наследием старого советского КГБ". В их числе контроль над СМИ и использование материалов из секретных папок, чтобы скомпрометировать конкурента.

В Кремле идет борьбы за власть между советниками Путина из спецслужб и остатками команды Ельцина. Ее накал дошел до того, что недавно политический консультант Кремля, объединившись с ельцинской фракцией, распространил доклад, в котором предупреждает о "ползучем перевороте" силовиков, который в кремлевской администрации возглавляют ветераны КГБ Виктор Иванов и Игорь Сечин.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru