Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
26 сентября 2008 г.

Филипп Болопьон и Натали Нугайред | Le Monde

Запад сталкивается с российской "дипломатией отрицания" в международных инстанциях

Кризис на Кавказе обострил напряженность и неясность в отношениях между Западом и Россией. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН дипломаты задавались вопросом: в какой степени последствия конфликта в Грузии и нового российского дипломатического расклада отразятся на других проблемах, в частности на проблеме иранской ядерной программы?

Отмена в связи с решением российской стороны назначенной на 25 сентября в Нью-Йорке встречи министров иностранных дел шести стран (США, Франция, Великобритания, Германия, Россия, Китай), рассматривающих вопрос о нераспространении ядерного оружия, вновь вызвала тревогу. Это решение, по всей видимости, направлено против проведения дискуссий на высшем уровне относительно принятия санкций ООН против Тегерана.

В различных многосторонних структурах Россия ужесточила свою позицию, практикуя дипломатию "нет", которая создает Западу проблемы. В ОБСЕ она блокирует вопрос о развертывании дополнительных наблюдателей в Грузии. Она приостановила некоторые совместные проекты с Атлантическим альянсом, предусмотренные в рамках совета Россия-НАТО. Она также сеет сомнения относительно будущего миссии военных наблюдателей ООН в Абхазии, что ставит под угрозу всю систему соглашений о прекращении огня, принятых при посредничестве ЕС.

Выступая перед американскими аналитиками и дипломатами в среду вечером в Нью-Йорке, российский министр иностранных дел Сергей Лавров объяснил, что Запад "не может получить все и его противоположность". Возмутившись "излишне эмоциональной реакцией Запада, особенно Соединенных Штатов" на события в Грузии, он отметил, что невозможно "одновременно пытаться наказать Россию и сотрудничать с ней". Он осудил тот факт, что США отменили многие встречи с Россией в формате G8.

В то же время российский министр, похоже, хотел минимизировать последствия грузинского кризиса. Он призвал к "прагматизму", заявив, что кавказский вопрос не должен стать "камнем преткновения для нашего дальнейшего сотрудничества". Россия, по его словам, согласна с тем, что великие державы должны объединить свои усилия, чтобы достичь своих целей.

Москва "посылает противоречивые сигналы", констатирует один западный дипломат. В Совете Безопасности ООН Россия в понедельник проголосовала вместе с 14 странами-членами за возобновление мандата международных войск в Афганистане, вызвав на Западе вздох облегчения. В 2007 году она воздержалась.

По мнению американского аналитика Гари Самора из Совета по международным отношениям, очевидно, что "русские - особенно в иранском вопросе - решили не делать подарков администрации Буша под конец ее правления. Они хотят разыгрывать карты уже со следующей администрацией". Москва дала понять, что пока "преждевременно" принимать новую резолюцию по санкциям против Ирана. Лавров в среду перечислил претензии России к Соединенным Штатам: противоракетный щит, американские базы в Румынии и Болгарии, проект интеграции Украины и Грузии в НАТО и установки радаров в балтийском регионе.

По словам посла ЕС при ООН, за жесткой риторикой стоит "заинтересованность России в том, чтобы проблемы, поднятые грузинским кризисом, не отразились на других сферах". "Их тоже считают причастными, - говорит он. - Они знают, что трудности на московских финансовых рынках связаны не только с мировым кризисом, но и с последствиями грузинского дела"

С трибуны ООН на этой неделе на Россию обрушился шквал критики, исходившей в основном от стран Восточной Европы. Украинский президент Виктор Ющенко говорил о России, используя термин "угроза", и осудил "любые акты агрессии в регионе" и "возвращение к риторике холодной войне, вызывающее глубокое беспокойство". Его литовский коллега подверг критике "ревизионизм, который источают кремлевские башни". Приехавший в Нью-Йорк министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг заявил журналисту Le Monde, что Запад "столкнется с долгим непростым периодом в отношениях с Россией". "Мы должны будем помочь ей избавиться от представляющего угрозу отношения, ведущего в тупик", - считает он.

Джордж Буш, выступая в ООН, говорил о "вторжении в Грузию", обвинив Россию в "нарушении" Устава ООН. Николя Саркози, со своей стороны, занял более умеренную позицию. Напомнив, что Европа "не может пренебрегать принципом суверенитета и независимости государств", он сказал, что Европа хочет быть "партнером" России, и выдвинул идею "единого экономического пространства".

Американский аналитик компании Eurasia Group Клифф Купчан считает, что "Путин сделает ставку - возможно, удачную - на старую Европу (Германию, Францию, Италию) в противостоянии с Соединенными Штатами". "Отношения с европейцами постепенно нормализуются где-то через шесть месяцев, - прогнозирует он. - Похолодание отношений с США - вне зависимости от того, кто победит на выборах, - продлится дольше". По словам одного европейского дипломата, "ничто не указывает на то, что Россия стремится к долгосрочной конфронтации с Европой. Но она не сделает ни одного шага навстречу уходящей администрации Буша".

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru