Россию ждет лето тревог, потому что соперничающие молодежные движения и недовольные избиратели выходят на улицу, чтобы отреагировать на усиливающийся авторитаризм правления Путина и на неуверенность в демократическом будущем страны.
Молодежные движения "Идущие без Путина" и "Пора!", вдохновленные успехом оранжевой революции на Украине, выстраиваются против поддерживаемой Кремлем организации "Наши" и антизападной партии национал-большевиков.
Активисты по обе стороны говорят, что традиционные политические действия не приносят успеха, и перспектива возможных беспорядков в России в грядущем сезоне не ускользнула от внимания Путина.
Государство будет жестко реагировать на "внеправовые методы борьбы за национальные, религиозные, иные интересы", предостерег он в своей речи в понедельник.
Волнения на улицах отражают глубокое недовольство концентрацией власти в руках приближенных лиц из числа советников Путина, известных как силовики, и выхолащиванием оппозиционных партий России.
Решение Путина назначать губернаторов на местах, а не проводить прямые выборы, привело к бурным демонстрациям лишенных своих прав избирателей в Башкортостане, в уральском, прикаспийском и кавказском регионах.
Он планирует создать регионы, которые будут легко контролироваться из Москвы, и запретить мелким партиям и независимым депутатам участвовать в парламентских выборах, что тоже расценивается как подавление демократии. Путин говорит, что эти перемены сделают правительство эффективнее и будут способствовать установлению стабильной партийной системы.
Усилившийся государственный контроль в ключевых областях промышленности, систематическое пренебрежение правами человека и манипулирование правосудием - вот проявления нового авторитаризма пост-елицинского периода.
"Влияние Кремля на судебную систему становится абсолютным", - заключили в своем отчете в прошлом месяце аналитики Центра международной политики Дженифер Молл и Ричард Гоуен.
Они зафиксировали многочисленные случаи "телефонного права", когда судьи получали инструкции от властей перед тем, как вынести вердикт.
Однако самая серьезная угроза популярности Путина связана с экономической несправедливостью, что видно по массовым протестам, вызванным отменой льгот. Для многих россиян многочисленные обещания Путина лучшей жизни не привели ни к чему - отсюда и снижение его рейтинга.
Ощущение, что Россия вступает в очередной период нестабильности, усиливается в связи с драматическими переворотами на границах России, громкими заявлениями некоторых общественных деятелей и поднимающейся волной критики на Западе.
Бывший президент Михаил Горбачев сказал, что политика правительства может вызвать "беспощадные протесты".
Андрей Илларионов, опальный теперь советник Кремля, предостерег от "катастрофических последствий" в случае, если продолжится разрушение гражданских институтов.
Госсекретарь США Кондолиза Райс внесла свой вклад в волну критики, сказав на прошлой неделе, что "централизация президентской власти вызывает беспокойство".
Однако в лучших традициях авторитарного царизма Путин ответил на это обещанием еще больше укрепить вертикаль власти.
Даже если бы он захотел проявить большую решимость в продвижении демократии, его сдерживали бы властные структуры, которые до сих пор его подпитывали, говорит Фиона Хилл из Института Брукингс.
"Путинская вертикаль власти - это не традиционная пирамида с широким поддерживающим основанием, - пишет она в недавней работе, - это узкая колонна, спускающаяся вниз из Кремля".
"В отличие от советского периода, у Путина нет партийной структуры или системы коллективного управления, на которые он мог бы положиться. После своего прихода к власти в 2000 году он импровизировал с неформальной системой с привлечением коллег из бывшего КГБ и из Санкт-Петербурга".
Коротко говоря, Путин рискует оказаться в изоляции во главе неэффективного аппарата, управляемого кликой неизбранных политических "олигархов".
Дело ЮКОСа и другие промахи вызвали вопросы о пределах его власти в принятии решений.
В недавней работе Андрея Кунова совместно с другими российскими экспертами сделано заключение, что складывается опасная и внутренне нестабильная ситуация.
"Как и Советский Союз, который не мог приспособиться к новым задачам, такая система имеет только два пути развития", - говорят они.
"Она либо рухнет, либо больше укрепится в своем авторитаризме".