Кончина Бориса Ельцина сильно разбередила в Вашингтоне ностальгию по старым добрым временам холодной войны, когда мы знали, кто наши враги, и при этом могли вместе выпивать и даже планировать строительство орбитальных станций.
Разношерстные бойцы холодной войны, в том числе бывшие разведчики и ученые, в среду вечером собрались в величественном зале отеля Willard на торжественный ужин в связи с 200-летием установления дипломатических отношений между Россией и США, который проводил EastWest Institute - организация, в годы холодной войны способствовавшая наведению мостов между нашими странами.
Покойного президента почтили минутой молчания. Джон Негропонте, бывший руководитель разведывательной службы, ныне занимающий вторую по важности должность в Госдепартаменте, в своем выступлении дал на редкость позитивную оценку состоянию российско-американских отношений. Такого в Вашингтоне уже давно не слышали.
"Россия - один из наших сильнейших партнеров во всем мире", - заявил Негропонте, говоря о двух наиболее опасных проблемах, угрожающих США: терроризме и распространении ядерного оружия. Он ни слова не сказал об отступлении от демократии, сомнительных судебных процессах и убийствах по политическим мотивам.
По слухам, российское посольство в восторге, что хотя бы один высокопоставленный представитель администрации высказался по поводу юбилея. Возможно, это было воспринято как симптом того, что политикой в отношении России теперь занимаются более прагматичные представители Госдепа.
Тем не менее официальный представитель Госдепартамента заявил, что политика по-прежнему подчиняется принципу "идти и жевать резинку одновременно". Это загадочное выражение следует воспринимать как предупреждение, что Россия все равно должна ожидать критики в отношении фактов несоблюдения прав человека.
В любом случае, неясно, узнал ли Владимир Путин о проявлении дружелюбия со стороны Негропонте. Вчера в послании федеральному собранию российский президент осудил вмешательство иностранных сил в дела России и пригрозил выходом из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. НАТО выразило недовольство. Госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что одной холодной войны было вполне достаточно.