Президент России Владимир Путин угрожает заморозить заключенный между его государством и странами НАТО Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Однако приведенные им официальные доводы выглядят сомнительно
Эта угроза может быть интерпретирована как реакция на размещение американской системы ПРО. Однако и в таком случае выход из ДОВСЕ выглядит неубедительным с точки зрения политики безопасности. Владимиру Путину должно быть известно, что необходимость размещения противоракетного щита основывается на анализе угрозы, который в любом случае напрямую не затрагивает интересов России.
Администрация США говорит о защите от предполагаемых агрессивных действий со стороны так называемых "государств-изгоев", в особенности Ирана и Северной Кореи, которые питают ядерные амбиции, что делает их действия непредсказуемыми. Для подкрепления этих аргументов России было даже предложено воспользоваться защитой системы. Таким образом, с обычными вооружениями это не имеет ничего общего, и можно предполагать, что российский президент руководствуется другими мотивами.
Конечно, Путина должно злить, что американцы обхаживают Польшу и Чехию, где планируется разместить важнейшие компоненты будущего противоракетного щита. Постоянно подчеркивается, что выбор этих двух стран был сделан скорее по техническим, чем по политическим причинам. Но Москва чувствует себя одураченной: Польша и Чехия, будучи членами Варшавского договора, в свое время входили в состав развалившейся советской империи.
Это очередной булавочный укол, при помощи которого Запад - под строгим руководством США - задел самолюбие русских. Постепенное принятие всех государств Варшавского договора в НАТО сразу после окончания холодной войны уже было болезненным для России. Но особенно глубоко уязвило Москву вхождение в Североатлантический альянс трех балтийских государств, которые некогда были советскими республиками.
Теперь Москва выставляет претензии, что Запад перешагнул неоднократно обозначенную Москвой красную линию и проигнорировал требование "до сих пор и не далее". Ныне с альянсом сближается и Грузия - несмотря на то - или именно потому - что там, как и в Молдавии, по-прежнему размещены российские вооруженные силы. Таким образом, игла в теле России сидит глубоко и вполне понятно, что Москва пытается использовать любой шанс для демонстрации мускулов. Но таких возможностей у нее не много. Да, Россия является энергетическим гигантом. Однако без надежных покупателей на Западе сырьевые ресурсы могут катастрофически потерять в цене.
Возможно, поэтому российский президент переключил свое внимание на военную область. Но и эта тактика не принесет успеха. Она лишь усилит ощущение опасности у соседей России. Официальные аргументы, которые приводит Путин, выглядят беспочвенными. Да, Эстония, Латвия и Литва еще не ратифицировали заключенный в 1990 году ДОВСЕ. Но все эти три страны не представляют в стратегическом плане важные военные величины. Правда и то, что страны НАТО не ратифицировали принятую в 1999 году редакцию договора. Но здесь всему виной сама Москва: а точнее, продолжающееся до сих пор военное присутствие России в Грузии и Молдавии.
Насколько шатки обвинения Путина, видно прежде всего на примере того, насколько сильно утратило значимость обычное вооружение после окончания холодной войны. С танками или самолетами, которые не могут быть оснащены ядерным оружием, на нашем континенте можно представить лишь какие-то ограниченные операции. Этот тезис и соответственно эта точка зрения подкрепляются тем, что сегодняшняя численность войск в большинстве стран НАТО значительно ниже оговоренных в ДОВСЕ верхних границ. То же самое касается и военной техники. Причиной является, с одной стороны, разрядка политической напряженности. С другой - важную роль играет и такой фактор, как затратность. Обе эти причины известны и Владимиру Путину. И он должен принять их во внимание.