В последние три недели Владимир Путин добился серьезных успехов после почти годового периода проблем и сложностей, пишет Сандро Виола в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Экономический кризис, кровавая кавказская турбулентность, первые уличные протесты против его правительства выстроились в долгую и суровую череду событий, кульминацией которых в конце марта стали бомбы, взорванные "черными вдовами" - женщинами-камикадзе, спустившимися с Кавказа в московское метро. Но с того момента, похоже, ветер сменил направление, пишет автор статьи, и российский премьер пожинает лавры.
Новым успехом стало возвращение России позавчера на финансовый рынок: инвесторы разом скупили пяти- и десятилетние российские государственные облигации, несмотря на то, что их доходность ниже, чем предлагают развивающиеся экономики. "Это сигнал доверия, в определенной степени неожиданный, в отношении стабильности и платежеспособности Российской Федерации", - подчеркивает издание. Инвесторам известно, что цена на нефть значительно подросла и ЦБ РФ постепенно увеличивает резервы.
Еще одним успехом стало подписание 8 апреля нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений между Россией и США. Этот факт можно считать возращением к паритету, пусть даже символическому, с Америкой Обамы. Именно этого московский режим и российская элита ждали более 10 лет, пишет автор статьи.
Но через несколько дней случилась трагедия: под Смоленском разбился самолет, на борту которого находился президент Польши с супругой и более десяти высокопоставленных гражданских и военных чиновников. В сложившейся ситуации Путин и Медведев действовали крайне осторожно. "Они поняли, что авиакатастрофа под Смоленском предоставляла повод для сближения между Россией и Польшей после 90 лет напряженности, взаимных подозрений, незаживающих ран, и они им воспользовались", - отмечает издание. Поляки оценили все, что сделала российская сторона, и уже можно на деле говорить о новой фазе в отношениях Варшавы и Москвы.
Иметь у своих западных границ такое недружественное государство, как Польша, было для режима Путина тяжелой политической и экономической проблемой. И вот, после некоторого прояснения отношений с Варшавой был достигнут успех и в отношениях с Украиной. "На прошлой неделе новый президент Украины Янкович и российский президент Медведев подписали соглашения стратегического характера. Аренда базы в Севастополе, срок которой истекал в 2017 году, продлена на целых 25 лет. Взамен, после длительного противостояния в сфере поставок нефти и газа, Медведев снизил цену на одно и на другое на 30%. Напряженность, накопившаяся за эти годы между Россией и ее западными соседями, негативным образом отражавшаяся на отношениях с Европейским союзом и НАТО, кажется, постепенно снижается. В Кремле ликуют", - пишет издание.
Вот чем объясняются широкие улыбки Путина в Аркоре. Это правда, что он и Берлускони симпатизируют друг другу и понимают друг друга - по словам автора статьи, потому, что в определенном смысле они похожи: два невероятно богатых человека с популистскими инстинктами, широкой поддержкой избирателей и невероятной силой тщеславия. Берлускони постоянно намекает на свой успех у женщин, Путин фотографируется с обнаженным торсом - или во время занятий японской борьбой, или когда направляется (с опозданием) на места бесчисленных российских катастроф. Сандро Виола замечает, что хорошее правительство помогало бы избежать таких инцидентов, как все эти прорывающиеся плотины, театры и метро, усеянные мертвыми, новые ракеты, подающие сразу после вывода на орбиту, но признает, что "с некоторыми нюансами можно говорить все о том же "мачизме". Различие лишь в демократии. В России ее нет, и Путин может делать все что захочет, тогда как в Италии Берлускони выживание дается ох как нелегко".