В Берлине проходит 7-я биеннале современного искусства под девизом "Забудь о страхе", пишет Süddeutsche Zeitung. По словам ее куратора, польского художника Артура Жмиевского, она должна обеспечить доступ к действенной политике перформанса и "дать обычному гражданину инструменты для действий и перемен". В статье сообщается, что сокураторами Жмиевский выбрал Иоанну Варшу и российских андеграундных художников из группы "Война".
"На пресс-конференции делают объявления о демонстрациях, а на первом этаже выставочного центра разбили лагерь члены движения "Захвати город!/Возмущенные", - пишет автор.
По словам автора, наиболее радикальным жестом куратора арт-сообщество сочло всемирное исследование, проведенное на местах коренных политических перемен, от Северной Африки до России. "Однако он нашел там мало художников с основательным подходом к истории. Например, Халеда Джаррара. Палестинец изобрел почтовый штамп государства Палестина: маленькая птичка подлетает к нескольким цветкам", - пишет она.
"На выставке он ставит этот штамп в паспорт, так же, как до этого делал на вокзале в Рамаллахе или у КПП на Фридрихштрассе. Зал, полный саженцев, напоминает о 320 березах, которые Лукаш Суровец пересадил в Берлин из района вокруг Освенцима. На южном конце Фридрихштрассе Надя Прлия строит "стену мира", которая будет отделять бутики и кофейни севера от социального жилья и эмигрантских кварталов", - так автор описывает художественные события биеннале. Многие проекты, по ее словам, будут происходить позже или в других местах. Один из арт-объектов - газета белорусской художницы Марины Напрушкиной, где утопическая жизнь страны после Лукашенко представлена в виде комикса.
"Мы надеялись на ситуацию, в которой художественные акции не оставались бы в рамках искусства, а могли бы открывать политические истины - потенциал для изменения определенных аспектов нашей общей действительности, чтобы искусство приобрело политическую силу", - такую формулировку из предисловия каталога выставки цитирует автор.
Однако "ярлык "искусства" прилеплен ко многим акциям как маскировка. То, что лагерь палестинских беженцев "Аида" придал выставке "ключ к возвращению", с эстетической точки зрения еще большая пошлость, чем витражные окна выставочного зала", - комментирует она.