"Президентские выборы в Казахстане - это скорее ритуал, нежели демократическая процедура, - пишет политический обозреватель немецкой газеты Die Welt Юлия Смирнова. - Вот уже 25 лет они служат единственной цели - хоть как-то оправдывать нахождение у власти президента Нурсултана Назарбаева. Между прочим, их всегда проводят досрочно". Вот и на этот раз они состоялись за два года до намеченного срока: еще зимой Ассамблея народа Казахстана заявила, что "президенту необходимо дать новый мандат общенационального доверия для успешного прохождения страной периода глобальных испытаний". Президент выдержал короткую политическую паузу и сказал, что у него были сомнения насчет выдвижения своей кандидатуры на президентские выборы. "Сейчас я получаю тысячи писем от людей, которые поддерживают меня и просят пойти на выборы, - сказал он. - Честно говоря, мои личные планы выглядят совершенно иначе". Но затем его кандидатуру выдвинула его партия "Нур Отан", и Назарбаеву ничего не оставалось, как согласиться.
"Перед нынешними выборами ни у кого не было сомнений в победе Назарбаева, - продолжает журналистка. - Тем более, два его политических оппонента выглядели несерьезно: один выступал против негативного влияния западной культуры и западных ценностей и требовал запретить фаст-фуд в Казахстане, а второй несмело ратовал за большую защиту окружающей среды".
Между тем Назарбаев управляет Казахстаном с 1989 года, напоминает Смирнова. "Столь же долго удержаться у власти на постсоветском пространстве удалось только автократическому президенту Узбекистана Исламу Каримову, который на недавних выборах также получил свыше 90% голосов". Настоящих альтернатив Назабаеву в 17-миллионом Казахстане, благополучном относительно других центральноазиатских стран благодаря торговле нефтью, нет, пишет Смирнова: "Независимых представителей от оппозиции на выборы не допускают, оппозиционные СМИ закрывают. К тому же режим Назабаева жестко реагирует на любые сигналы о возможной политической нестабильности". Так, власти силой подавили забастовку нефтяников в Жанаозене в конце 2011 года, погибли несколько человек, а критические СМИ, сообщавшие о протестах, были закрыты. В свою очередь, оппозиционная партия "Алга!" признана экстремистской, ее лидер Владимир Козлов приговорен к 7,5 годам заключения якобы за призывы к массовым беспорядкам в том же Жанаозене, говорится в статье.
Сам Назарбаев характеризует ситуацию с правами человека в республике совершенно иначе. Она, по его словам, намного лучше, чем в некоторых европейских государствах. Основополагающие права человека - право на работу, свободную жизнь, право на жилище и возможность жить благополучно - все это в Казахстане гарантируется, утверждает он.
Одним из самых важных торговых партнеров и политических союзников Казахстана, говорится далее, является Россия: Казахстан участвует в геополитическом проекте Путина - Таможенном союзе. "Однако пример Украины подействовал на Назарбаева устрашающе, и теперь он пытается сохранять определенную дистанцию с большим соседом, постоянно отмечая, что ТС является чисто экономическом объединений и Казахстан всегда может покинуть его, если посчитает, что его независимость будет нарушена", - пишет журналистка. Также опасения в Казахстане вызвало высказывание Путина о том, что Казахстан до президента Назарбаева никогда не был самостоятельным государством, а в Евразийском Союзе он останется частью "большого русского мира".
"Пока Назарбаев будет находится у власти, он будет сохранять политическую стабильность, - подытоживает Смирнова. - Однако, как и для других правителей-автократов, главным врагом для Назабаева является возраст". Сейчас ему 74 года - по-видимому, пора думать о преемнике, хотя Назабаев любит сравнивать себя с основателем и премьером Сингапура Ли Куан Ю, покинувшим пост спустя 31 год нахождения у власти. Во время одной из личных встреч Назабаев говорил с Куан Ю о причинах этого решения, и тот сказал, что в последние годы не очень хорошо себя чувствовал, когда видел себя по телевизору. Президент Казахстана такого уровня пока не достиг, заключает Смирнова.