Экс-министр окружающей среды ФРГ Юрген Триттин говорит в интервью Frankfurter Rundschau о чернобыльской катастрофе и отказе от использования ядерной энергии.
После аварии на Чернобыльской АЭС "мы серьезно верили в то, что возможен незамедлительный отказ от ядерной энергии. Под лозунгом: Чернобыль демонстрирует: ядерную энергию не обуздать. Но мы просчитались. (...) Чернобыльская катастрофа не стала импульсом, как и четверть века позднее авария на АЭС в Фукусиме", - замечает экс-министр.
При этом Юрген Триттин указывает на то, что Чернобыль стал поводом для создания министерства окружающей среды. Кроме того, катастрофа 1986 года привела к важной смене парадигмы: "Атомная энергетика - отрасль без будущего". До аварии, добавляет Триттин, было запланировано ввести в эксплуатацию 49 новых реакторов - этим планам не суждено было осуществиться.
СДПГ и представители красно-зеленой коалиции в правительствах федеральных земель пытались после чернобыльской аварии добиться закрытия АЭС в Германии путем ужесточения правил по безопасности эксплуатации электростанций. "Однако концерны предпочли потратить деньги на новое оборудование и продолжить производство атомной энергии". И тогда, рассказывает Триттин, СДПГ и "Зеленые" разработали механизм, согласно которому отказ от атомной энергии произойдет вследствие законодательного ограничения срока эксплуатации АЭС - при условии согласования сроков с энергетическими концернами. Эта идея стала успешно реализовываться.
Крупные энергетические концерны до сих пор сопротивляются смене энергетической концепции, даже несмотря на то, что принятый в 2000 году закон о возобновляемых источниках энергии (EEG) предоставил им возможность инвестировать в возобновляемые источники энергии, замечает экс-министр. "К нынешнему кризису привел, в том числе, и отказ от преференций, предусмотренных законом", - считает Триттин.
"Концерны должны рассчитывать сами на себя в том, что касается выхода из кризиса", - продолжает министр, указывая на то, что уже начавшийся переход на новые рельсы поможет им удержаться на плаву. "Традиционное производство энергии не является моделью будущего. Так, к примеру, концерн Vattenfall уже продал свои буроугольные активы в Германии".
По мнению экс-министра, энергетические концерны должны взять на себя затраты по утилизации ядерных отходов. Речь идет об "отчислениях на временное и постоянное хранение отходов в размере свыше 17 млрд евро", добавляет Юрген Триттин.
Как замечает экс-министр, в 2011 году произошло отключение сразу половины всех действующих на территории Германии АЭС. К 2022 году произойдет полный отказ от производства ядерной энергии.