После ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС советские чиновники столкнулись с совершенно новыми, не имевшими прецедентов в мире дилеммами, пишет в статье для журнала Time американский историк Кейт Браун, ссылаясь на документы, которые она обнаружила в архиве Министерства сельскохозяйственной промышленности Украины.
Через неделю после катастрофы было объявлено об эвакуации людей из зоны отчуждения в радиусе 30 км от ЧАЭС. Заодно оттуда вывезли 50 тыс. коров, овец и коз. Половина животных получила чрезмерную долю радиации, они были немедленно уничтожены.
"Руководители советских предприятий старались не разбазаривать ценные продукты животноводства. Они предписали рассортировать зараженное мясо по уровню радиации. Затем рабочие должны были тщательно вымыть низкооблученное и среднеоблученное мясо и смешать с чистым для изготовления сосисок, которые предполагалось отправить в магазины по всему огромному СССР. В инструкциях четко разъяснялось: зараженные сосиски нельзя было поставлять только в Москву, где проживали авторы новых, составленных после катастрофы инструкций", - говорится в статье.
Сильнозараженное мясо чиновники велели заморозить в надежде, что изотопы со временем распадутся. Мороженое мясо скопилось на бойнях.
По словам автора, на Гомельском мясокомбинате погрузили 600 т радиоактивного мяса в четыре вагона и отправили их на Кавказ. Там инспекторы "поднесли дозиметры к вагонам и вскоре отвергли груз", - говорится в статье. "На протяжении четырех последующих лет неприкаянные вагоны катались по западной оконечности СССР, оставляя за собой радиоактивный след. Наконец, в 1990 году сотрудники КГБ взяли груз под свой контроль и закопали мясо там, откуда оно поступило, - в зоне отчуждения", - пишет Браун.
Облученные овцы подкинули другую проблему. Перед забоем их остригли. "Вначале Министерство сельхозпромышленности рекомендовало обойтись с радиоактивной шерстью обычным порядком", - говорится в статье. На Черниговской фабрике шерсти это сырье сортировали вручную, мыли и упаковывали в кипы. К концу лета 1986 года работники фабрики начали чувствовать тошноту, зуд в горле и необычную усталость.
Осенью обнаружилось, что уровень радиации пыли в цехах - в два с лишним раза выше, чем допустимая (повышенная после катастрофы) норма. А уровень радиации шерсти - до 156 микрозивертов в час. "За полтора месяца работы сотрудники фабрики получили максимальную годовую дозу, допустимую сегодня для работников АЭС в США", - говорится в статье. После этого чиновники рекомендовали длительное промывание низко- и среднеоблученной шерсти. После этой процедуры уровень радиации снижался на 85%.
Министерские чиновники сочли инструкции удачными. Но один инспектор вопрошал: "А как же риск для рабочих, которым приходится обрабатывать облученную шерсть вручную? И что делать с зараженным оборудованием и сточными водами?". Браун пишет: "Эти вопросы остались без ответа - по крайней мере, в той переписке, которую я видела в архивах".
В 1990 году некий чиновник органов здравоохранения попросил признать более 200 работников фабрики шерсти "ликвидаторами". "Он свидетельствовал, что работники фабрики шерсти получили такие же высокие дозы, как ликвидаторы, работавшие непосредственно на месте катастрофы", - говорится в статье.
По мнению автора, все это свидетельствует, что "ликвидация" последствий радиоактивной катастрофы - слишком оптимистичный термин.