Весьма популярное среди общественности решение о подъеме Курска говорит о благоприятных изменениях в отношении российских военных к остальной части российского общества. В прошлом году информация об аварии на судне намеренно утаивалась. Сейчас прогресс налицо, даже когда приходится честно признаваться, что на основные вопросы (например, о причинах трагедии) еще нет ответа.
Однако, улучшение отношения с общественностью ? это далеко не все, что нужно для модернизации российских вооруженных сил. Кремль уже более десяти лет борется, пытаясь модернизировать то, что осталось от Красной Армии, раздутую по составу, не финансируемую и деморализованную структуру. Президент Путин, похоже, намерен произвести в армии ?скромный? капитальный ремонт. Этому мешает тот факт, что вопрос проведения фундаментальных реформ тоже остается в повестке дня.
Сергей Иванов, приближенное лицо Путина, назначенный Министром Обороны в апреле, за короткое время подготовил рациональный план, рассчитанный на сокращение армии на 365 тысяч человек, на данный момент численность российских вооруженных сил оценивается в 1,2 миллионов. Он планирует увеличить техническое оснащение армии с 30% до 50% в течение десятилетия.
Иванов уже продемонстрировал жесткий контроль над финансовыми потоками. Вероятно, за свой первый год в должности Министра Обороны он произведет не имеющее аналогов девяностотысячное сокращение состава. Правда, другие решения, в частности, вопрос воинской обязанности, пока дорабатываются. Нынешняя система затратна и непопулярна, но она держится из-за того, что офицеры видят в ней источник дешевой рабочей силы.
Если говорить в общем, то Путин и его соратники до сих пор не определили роль, которую должна играть армия. Россия не может себе позволить содержать армию советских времен. В основе армии все еще лежит идея ядерного сдерживания, но при этом армии нужно иметь и тактические войска для таких локальных конфликтов, как Чечня.
Кремлю еще предстоит осознать, что единственным путем решения вопроса по финансированию тактических войск будет сокращение ядерного вооружения, сокращения в куда большем масштабе, чем проведенные ранее в соответствие с договоренностями с США.
Запад должен помочь в этом вопросе, предлагая урезать свои арсеналы. И США, и Россия имеют куда больше боеголовок, чем нужно для того, чтобы устроить ядерный Армагеддон ? и значительно больше, чем Китай, следующая держава в списке обладателей ядерного оружия. Предложения администрации Буша по аннулированию договора по ПРО должны быть увязаны с двусторонним сокращением ракетного арсенала.
Но только Россия может решить, какую армию можно себе позволить при ограниченных экономических ресурсах. Чтобы сделать это нужно расставить приоритеты. Хозяйственные вопросы ? это лишь часть проблемы.