Новая блестящая табличка в память Олайи Кастрасаны, делавшей бомбы для ETA, висит на стене дома в тихом переулке города Сан-Себастьян. На табличке выгравировано юное лицо, дата рождения и дата смерти. Рядом кто-то повесил пластмассовый баскский зелено-красно-белый флаг.
Проходящая мимо женщина улыбается и бежит дальше. Ей явно приятно вспомнить о Кастрасане, местной девушке, одной из многочисленных женщин, вступивших в ряды ETA, традиционно чисто мужской мир.
За последний год полиция добилась значительных успехов в борьбе с ETA в Испании и Франции. Количество арестованных женщин выросло на треть, а мужчин - всего на одну десятую. По данным полиции, в настоящее время четверть новобранцев - женщины.
Карьера Кастрасаны в ETA оказалась короткой. В прошлом году она случайно взорвала саму себя на восточном испанском курорте Торревьеха. Ей было 22 года. Наверняка, до этого ей удалось убить других людей. По словам властей, одной из ее жертв был полицейский, в машину которого была подложена бомба. Он погиб в прошлом году в северо-восточном курорте Росес.
Полиция говорит, что женщины помогают многим оперативным группам ETA маскировать свою деятельность. Женщина и мужчина вызывают намного меньше подозрений, чем два мужчины.
Эксперты говорят, что женщинам приходится нелегко в этой организации, где царит - по крайней мере царил до недавнего времени - дух мачо.
"Вступив в ETA, - говорит Матиас Антолин, испанский журналист, написавший книгу о женщинах ETA, - начав реальную деятельность, они ведут себя хладнокровнее, более жестоко, чем мужчины, потому что им надо доказать свою ценность".