Стремительное и трагическое завершение истории Энцо Бальдони повергло в оцепенение людей, принимавших участие в переговорах: за несколько часов до убийства итальянского заложника они выражали "осторожный оптимизм". "Нам не хватило времени, - сказал источник из спецслужб. - Каналы, по которым можно было связаться с похитителями, существовали и были достаточно надежными".
В действительности, никто не ожидал, "по целому ряду причин", что Бальдони действительно казнят через 48 часов. В первую очередь потому, что в заявлении так называемой Исламской армии Ирака ничего не говорилось о казни. Формулировка вызывала определенную тревогу, но была достаточно сдержанной: "Мы не можем гарантировать его безопасность и его жизнь, - говорилось в послании, - если итальянское правительство не выведет войска из Ирака в течение 48 часов".
Это требование, как "прекрасно понимали" похитители, никогда не будет выполнено. На видео, переданном телеканалом Al Jazeera, не было обычных тюремщиков за спиной, был лишь Бальдони, тщательно выбритый, в чистой рубашке, состояние его здоровья не вызывало опасений. Возможно, история всех предыдущих похищений заставляла сотрудников спецслужб думать, что по истечении этих 48 часов появится новая видеозапись, последуют новые требования и новый ультиматум. Но все оказалось не так.
По мнению экспертов, похитители с момента захвата итальянского журналиста решили его убить, поскольку знали, что Италия не будет выводить свои войска из Италии. Вполне вероятно, что никакие переговоры не привели бы к положительному исходу.
Однако представители правительства, спецслужб, гуманитарных организаций без устали заявляют, что предпринимались все возможные попытки добиться освобождения заложника. Все работали в сфере своих компетенций: были активизированы дипломатические каналы, спецслужбы привели в действие все свои каналы и источники, даже в кругах так называемого повстанческого движения, осуществлял свои шаги и Красный Крест.
Именно от этой организации ожидали вчера поступления хороших известий. Чрезвычайный комиссар Маурицио Шелли сказал, что он "обеспокоен, но настроен оптимистично". "Думаю, что Энцо Бальдони сможет вернуться домой так же, как и три наших соотечественника, - сказал он. - Мы все обеспокоены, но и убеждены, что все, что было сделано в течение этого года для иракского народа, принесет свои плоды. Сегодня истек срок ультиматума, но мы надеемся, что в ближайшие часы получим хорошие известия".
Но действительно ли были установлены контакты с похитителями? Велись ли переговоры? Сотрудник спецслужб, который следил за развитием событий с самого первого момента, отказывается отвечать на эти вопросы. "Потенциально каналы существовали. Не хватило времени", - повторяет он.