Огромное напряжение, правительства всех стран взволнованы, поток осуждений. Российское решение признать независимость Абхазии и Южной Осетии было названо президентом США Джорджем Бушем "безответственным". "Мы надеемся, - сказал он на ранчо Кроуфорд, - что Россия сохранит верность принятым обязательствам и пересмотрит свое решение". Суровая критика поступила и от Европейского союза и НАТО. Что касается Североатлантического альянса, то Москва заверила альянс, что намерена продолжать общую борьбу с терроризмом.
Французское правительство от имени Европейского союза "твердо осудило" "достойное сожаления" решение Кремля, а министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер в своем телевизионном обращении обвинил российские войска в подготовке "под покровом ночи" "этнической чистки" в Ахалгори, городе в Южной Осетии, в котором проживают грузины. И еще. Канцлер Ангела Меркель назвала решение Москвы "абсолютно неприемлемым": "Думаю, что весь Европейский союз выскажется в таком же духе", - добавила она. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд был еще более категоричным, сказав, что участвует в переговорах по созданию коалиции против "русской агрессии". Жесткие позиции - с различными нюансами - найдут отражение в заявлении чрезвычайного саммита ЕС по Грузии, созываемого в Брюсселе: эскалация, навязанная русскими, может сплотить или, по меньшей мере, сблизить два течения внутри союза: страны Востока, решительнее всех настроенные против Москвы, и великие столицы старой Европы (например, Берлин, Париж и Рим), занимавшие до последнего времени более снисходительную позицию.
Жесткая реакция поступила и от НАТО: генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер осудил нарушение территориальной целостности Грузии. Но проблемы, возникшие в многосторонних отношениях, могут коснуться и Организации Объединенных Наций. По словам генерального секретаря организации Пан Ги Муна, заявления Кремля по Абхазии и Осетии могут спровоцировать "очень большие сложности" не только на Кавказе, но и "в самом Совете Безопасности ООН". Предупреждение было дополнено фактами: представитель Белого дома Тони Фратто заявил, что Соединенные Штаты прибегнут к своему праву вето, чтобы "в зародыше" пресечь попытку изменить международный статус в мятежных провинциях.