Шимон Перес превратил пост президента Израиля из синекуры с представительскими функциями в новый центр тяжести, утверждает Newsweek.
В принципе президент Израиля - нечто вроде современного британского монарха: реальная власть принадлежит премьер-министру и парламенту, а президент приветствует иностранных высоких гостей и в каком-то смысле развлекает нацию, поясняет журналист Кевин Перайно. "Если же дела идут плохо, президент, как и британские особы королевской крови, становится мальчиком для битья - израильтяне вымещают на нем свое недовольство", - пишет автор.
Но с приходом Переса - последнего из ныне живущих отцов-основателей еврейского государства, старейшины израильских левых - все переменилось, отмечает журнал. Поскольку министр иностранных дел - "ястреб" Авигдор Либерман - подвергается остракизму, именно Перес заполняет вакуум: так, нынешней весной он встретился с Обамой еще раньше, чем это сделал Нетаньяху. А на прошлой неделе именно Перес объявил после встречи с Дмитрием Медведевым, что они обсудили возможность отказа России от поставок Ирану сверхсовременных систем ПВО "С-300", пишет автор.
На выборах Пересу никогда не везло, но за границей его обожают, замечает автор. "На данный момент такой расклад выгоден всем сторонам, включая Нетаньяху", - пишет журнал. Перес, лауреат Нобелевской премии мира за участие в подготовке договоренностей Осло от 1993 года, смягчает "ястребиный" имидж Нетаньяху. Иностранные дипломаты часто предпочитают иметь дело с Пересом, а не с Либерманом. Со своей стороны, Перес - человек энергичный и упорный, находящийся в прекрасной физической форме для своих 86 лет. И все же Нетаньяху в любой момент может лишить Переса его расширенных обязанностей, подчеркивают источники.