"Немалая сокровищница современного русского искусства, сохранившаяся не в последнюю очередь благодаря своему неприметному местонахождению, оказалась в неопределенном положении в среду, после того как ее многолетнего директора без лишних слов уволили по обвинениям в мошенничестве и хищении", - рассказывает Нил Макфаркуар в The New York Times.
"Мариника Бабаназарова, директор музея им. Савицкого в городе Нукус в Каракалпакстане (автономной республике в центральноазиатском государстве Узбекистан), сообщила, что в понедельник узнала, что ее выдавливают из музея, которым она управляла с 1984 года.
"Меня уволили", - сказала она по телефону, но отказалась от дальнейших комментариев - только опровергла заявления, что она заказывала копии некоторых работ и затем продавала оригиналы", - сообщается в статье.
Покровители и сотрудники музея возмущены отставкой. Они отстаивают Бабаназарову и уверяют, что она надежно защищала доверенную ей коллекцию.
"В открытом письме министру культуры Узбекистана, подписанном большинством сотрудников музея, у правительства требуют публично опровергнуть все обвинения", - сообщает Макфаркуар.
"Общественности не предоставили никаких свидетельств в пользу этих обвинений, и откуда они взялись, пока неясно. По-видимому, они содержались в письме от имени официального учреждения, известного как Инвентарная комиссия, членом которого Бабаназарова, по ее словам, также является. Сотрудник министерства культуры и спорта заявил, что прокомментировать эту отставку никто из его коллег не может", - говорится в статье.
Основатель музея - советский археолог Савицкий, работавший в Центральной Азии в 1950-х годах (в оригинале ошибочно "в 1930-е". - Прим. ред.). Как сообщается в статье, он собрал богатую коллекцию местных костюмов и украшений, а затем заинтересовался живописью и спас немало произведений осуждаемого сталинским правительством "декадентского буржуазного искусства", "припрятав их в Нукусе". Именно Савицкий распорядился, чтобы музей, основанный им в 1966 году, после его смерти возглавила Бабаназарова. "После развала Советского Союза в 1991 году она содействовала тому, чтобы о представленных в музее художественной и этнографической коллекциях узнали любители искусства во всем мире. Этот процесс подробно описан в созданном в 2011 году фильме о музее под названием "Пустыня запрещенного искусства", - говорится в статье.