Когда Минфин США в апреле ввел жесткие санкции против Олега Дерипаски и его компаний, последствия для соратника Путина наступили быстро и были тяжелыми. Но санкции вызвали потери и далеко за пределами России. Это поучительная история, учитывая, что США готовят против России новые санкции, пишут журналисты The Washington Post Жанн Уэйлен и Джон Хадсон.
По сравнению с другими странами, находящимися под санкциями США, Россия играет более значительную роль в мировой торговле, поэтому санкции могут быть более болезненными как для тех, для кого они предназначены, так и для сторонних наблюдателей в США и Европе.
"Санкции, вступающие в силу на этой неделе, являются, как заявляют США и Британия, ответом на использование Россией нервно-паралитического вещества в попытке убить британского гражданина и бывшего офицера российской разведки. После того как вначале был запрещен экспорт некоторых американских технологий в Россию, в этом году может последовать второй этап санкций, включающих такие штрафные меры, как запрет на полеты в США российских авиакомпаний", - напоминают авторы статьи.
Они пишут: "Конгресс тем временем рассматривает дополнительные санкции с целью наказать Россию за "агрессию", в том числе вмешательство в выборы в США. Законопроект, подготовленный обеими партиями, запретит американским инвесторам делать новые вложения в российский госдолг". Он также перекроет ряду российских банков доступ к американским долларам, что "нанесет очень серьезный удар по российской финансовой системе", как считает экономический советник Алексея Навального Владимир Милов.
"По словам Якоба Киркегарда, старшего научного сотрудника вашингтонского Института мировой экономики Петерсона, предложенные в законопроекте санкции, связанные с энергетикой, могут оказаться особенно губительными для европейских компаний. Согласно этим мерам, компаниям будет запрещено инвестировать в нефтяную инфраструктуру в России или в крупные энергетические проекты за ее пределами, если в них участвует российская государственная компания", - говорится в статье.
"Лагерь Дерипаски грозит еще более неблагоприятными последствиями для США, если Вашингтон не снимет санкции с "Русала", - пишут Уэйлен и Хадсон. Согласно документам, поданным в Минюст США американской лоббистской фирмой, неспособность прийти к договоренности может привести к тому, что холдинговая компания, через которую Дерипаска контролирует "Русал", станет искать "другие пути для разрешения нынешней тупиковой ситуации, включая возможную покупку заинтересованными лицами в Китае или потенциальную национализацию компании Россией".
По словам бывшей сотрудницы Министерства финансов США, беспорядочное введение санкций против "Русала" выявило отсутствие координации с союзниками и незнание мирового рынка металлов. "Один из уроков, который нам следует из этого извлечь, состоит в том, что, хотя ребята в Минфине довольно хорошо себе представляют, как сработают их санкции в отношении финансовых продуктов, у них нет такого же опыта и знаний в нефинансовых коммерческих областях", - полагает Лиз Розенберг, курировавшая санкционную политику в администрации Обамы.
В Минфине США заявляют, что удар был хорошо продуманным. "Мы понимаем, что это были очень существенные меры, направленные против Дерипаски и принадлежащих ему компаний, - сказала замминистра финансов США Сигал Манделкер. - Мы прекрасно понимали, что у них будут последствия, и мы фокусируемся на санкциях, которые имеют последствия".
Вместе с тем авторы статьи отмечают: "Дерипаска вряд ли сможет выйти сухим из воды, даже если санкции против "Русала" будут сняты, поскольку в силе останутся санкции против него лично. И ему приходится идти на серьезные уступки, добиваясь послаблений для своей алюминиевой компании".
Дерипаска согласился сократить свою долю в En+ Group с 70% до менее чем 50% процентов. En+ заявляет, что работает "с господином Дерипаской и его семьей над передачей их активов одобренным организациям или доверительным собственникам". "Дерипаска и его соратники также вышли из советов директоров "Русала" и En+", - говорится в статье.
В отстаивании своих интересов в Вашингтоне En+ полагается на ряд представителей западного истеблишмента. Возглавляет эти усилия председатель En+ Грегори Баркер, бывший министр энергетики Великобритании и член Палаты лордов. Баркер нанял компанию Mercury Public Affairs, и та поручила эту задачу влиятельному лоббисту - бывшему американскому сенатору-республиканцу от штата Луизиана Дэвиду Виттеру.
В лоббистских документах, поданных в Минюст США, Виттер и Mercury Public Affairs предупредили, что, если санкции с "Русала" сняты не будут, это "подвергнет администрацию Трампа критике за нанесение урона американским производителям и потребителям" и "вызовет значительные потрясения на мировых рынках алюминия и металлов".
В письме сотрудникам Госдепартамента от 1 мая Виттер поблагодарил их за "плодотворную встречу". Он также приложил сообщения СМИ о планах Лондонской фондовой биржи приостановить торговлю акциями En+, если санкции не будут приостановлены. Эти сообщения указывают на "стоящий перед нами дедлайн", писал Виттер.
По словам дипломатов, союзники США, в том числе Германия, Ирландия, Франция и Британия, предупреждали Госдепартамент о том, что эти действия подрывают мировые рынки и наносят ущерб европейским заводам. Спустя 17 дней Минфин смягчил свою позицию, дав банкам и компаниям больше времени на сворачивание деловых отношений с "Русалом", и заявил, что при определенных условиях может рассмотреть снятие санкций с компании.