Корреспондент итальянской газеты "Коррьере делла Сера" рассказывает о своих впечатлениях от полета на российском военном вертолете в районе Грозного. Российский пилот, вертолет которого не оснащен электронной аппаратурой, позволяющей уклониться от ракет, выпущенных со "Стингеров", вынужден лететь на очень низкой высоте, постоянно маневрируя. Полет вертолета становится похожим на полет комара. Итальянского журналиста поразила способность российских военных находить выход из любого положения, в условиях отсутствия или поломки необходимой техники или аппаратуры.
Автор отмечает, что к югу от Грозного, а также в северо-восточном секторе ситуация практически не изменилась. С борта вертолета видна лишь российская автоколонна: в ней - старые танки, несколько гаубиц и многочисленные зенитные пушки времен второй мировой войны, которые используются русскими для обстрелов позиций противника прямой наводкой. Не вызывает сомнения, что эта вышедшая из строя техника направляется на ремонт в Ингушетию или Кабардино - Балкарию.
Но отсутствие активности на фронте - всего лишь затишье перед бурей. По сообщениям, полученным от немногочисленных западных журналистов, оказавшихся в Грозном или в его окрестностях, сражение за Грозный либо начнется в самое ближайшее время, либо уже началось. Западные журналисты утверждают, что в результате столкновения передовых разведывательных подразделений с отрядами боевиков, российская сторона потеряла до 100 человек убитыми.
Однако командование федеральных сил в Моздоке предпочитает не говорить об этих потерях. По словам одного генерала, единственной целью этой кампании является борьба с бандитизмом. То, что население начинает возвращаться на родину является подтверждением того, что подавляющее большинство чеченского населения хочет жить в мире и требует раз и навсегда избавить чеченцев от бандитов, - заявляет генерал. Но нужно ли, - спрашивает автор, - для борьбы с сепаратистами или бандитами применять танки и МиГи? Российские военные пытаются применить в Чечне те же методы, что и НАТО в Сербии или Косово: чтобы свести к минимуму потери своих войск, при помощи бомбардировок и обстрелов они уничтожают всю страну. Однако автор уверен, что, используя тактику выжженной земли, российская сторона не сумеет добиться выполнения провозглашенных задач. Это прекрасно понимают официальные представители российского командования. По их словам, если штурм Грозного все же состоится, то операция по захвату чеченской столицы будет проходить по нетрадиционному сценарию. Главной задачей российской стороны является сведение к минимуму потерь среди своих военнослужащих и мирных граждан, остающихся в городе.
Однако за словами о "безболезненном" взятии города скрывается явный страх.
Кремль, которому однажды уже удалось успешно разыграть "патриотическую" карту в ходе прошедших 19 декабря парламентских выборов, опасается того, что штурм Грозного может завершиться крупными потерями среди военных и гражданского населения, что, в свою очередь, может обернуться политической катастрофой. Вместе с тем, несмотря на настойчивые заявления российского руководства, что война в Чечне является исключительно внутренним делом России, реакция западных стран на ситуацию в Чечне может привести к самым негативным последствиям. Поэтому вполне понятны попытки, избежать штурма Грозного. В то время, как генералы завершали разработку планов операции, а специальным подразделениям российских войск были выданы особые отличительные знаки (форма российских военнослужащих практически ничем не отличается от формы боевиков), министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу провел длительную беседу с эмиссаром чеченского президента Аслана Масхадова.
Однако общие разговоры об эвакуации мирных жителей из чеченской столицы ни к чему не привели. Эвакуация предполагает перемирие, которое с точки зрения российских генералов будет означать прекращение молниеносной войны и переход к войне на истощение. А для боевиков эвакуация мирных граждан означает, как это не грубо звучит, отказ от "живого" щита - тысяч беззащитных мирных жителей, оставшихся в Грозном.